Школьный звонок, линейка, долгожданная встреча с одноклассниками и учителями. Прекрасное настроение, хорошая погода, цветы. Ребёнок настроен на новый учебный год, с хорошим настроением садится за школьную парту, утром поднимается легко, ведь пора на занятия. Но вдруг всё переворачивается с ног на голову. Что же делать? Что стало причиной нежелания идти в школу?
Причин, по которым ребёнок не хочет посещать учебное заведение может быть множество. Важно суметь разглядеть истинную причину такой проблемы. Не стоит забывать о том, что ребёнок может просто лениться или же ему не хватило времени, чтобы адаптироваться после детского сада, если ребёнок-первоклашка или перешёл в новую школу.
В таких случаях стоит уделить больше внимания ребёнку, поговорить, перепланировать свободное время, если домашними заданиями он занимается сам, то будет хорошим рычагом начать делать их вместе, показав своим примером, что это не так сложно, как ему кажется.
— Если вы стали замечать, что ваш ребёнок стал более эмоциональным, на любое возражение реагирует слезами, стал агрессивным, у него нарушался режим сна, появилась бессонница, он жалуется на плохое самочувствие стоит принимать более активные меры. Всё это может быть признаками детского невроза, — говорит Светлана Каплунова, педагог-психолог средней школы №2 г. Мстиславля.
Уроки в школе, проверки домашних заданий, контрольные или проверочные работы — это всегда стресс для детей. Здесь же важным моментом являются взаимоотношения с одноклассниками и ребятами из школы. Не всегда дети понимают рамки дозволенного, могут обидеть или оскорбить другого ребёнка.
Некоторые дети могут справиться с этим самостоятельно, у некоторых вообще может не возникнуть таких проблем, а некоторые уходят в себя, не делятся ни с кем из близких проблемами, которые накопились в школе и тем самым делают себе только хуже.
— Плохие отношения с ребятами из школы и боязнь получить плохую оценку — это две главные причины, по которым у ребёнка может развиться невроз, — отмечают специалисты.
Важно ещё с детства учить ребёнка преодолевать трудности, не бояться проблем, спокойно реагировать на любые преграды. Ведь дети во многом копируют поведение родителей, особенно в юном возрасте. Если с детства научить детей тому, что не существует непреодолимых преград, то с большой вероятностью в более взрослом возрасте на стрессовые ситуации они будут реагировать легче, смогут с ними справиться и пережить.
А если родители своими реакциями, криками, слезами показывают, что, допустим, разбитая ваза или опоздание на автобус — это непреодолимая преграда, то скорее всего в будущем все стрессовые ситуации ребёнок будет воспринимать с преувеличением, вызвав тем самым детский невроз.
Также не стоит преувеличивать роль и вину ребёнка в тех или иных проблемных моментах. В будущем это может перерасти в постоянное чувство вины, тем самым понижая самооценку ребёнка и подавляя его эмоциональное состояние.
Из-за постоянного стресса, который ребёнок испытывает в школе по каким-либо причинам, у него начинает снижаться иммунитет, он начинает часто болеть. Это связано с тем, что психика не справляется со стрессом, который испытывает детский организм.
В развитии у детей эмоциональных, психологических проблем, связанных с обучением в школе, важную роль играют их родители. Их поддержка, понимание, готовность помочь и защитить.
Зачастую родители требуют от школьников слишком много. Они считают, что их дети должны быть самыми лучшими, во всём первыми, тем самым, возможно, даже неосознанно ставят учёбу, оценки и т.д. выше самих детей.
Тогда у детей развивается «синдром отличника», они боятся подвести родителей, получив по предмету 9 вместо 10, у них случается истерика. Здесь также важно, чтобы учителя тоже могли это заметить и вовремя отреагировать, поговорить учеником и родителями. Разговор со школьным психологом будет очень полезен.
— Если вы заметили изменения в вашем ребёнке или же он сам делится с вами школьными проблемами, поддержите его и вместе обратитесь к специалисту. Проблемы в школе, которые подавляют эмоциональное состояние ребёнка в дальнейшем, могут сказаться на взрослой жизни, если не начать на них реагировать, — рассказала педагог-психолог.