17 декабря работники подразделений по гражданству и миграции РОВД отметят свой профессиональный праздник и 100-летие со дня образования. В их компетенции находятся многие вопросы, которые касаются получения паспорта, выезда за рубеж, миграционного законодательства. Чем живёт подразделение и как совершенствует свою работу?
Кто стоял у истоков
Паспортно-визовая служба имеет давнюю историю. Несколько столетий назад появилось слово «паспорт». Это сопроводительная грамота, которая выдавалась дипломатам, послам на время их поездок по территории других государств. В 1721 году в России были введены обязательные паспорта для крестьян, временно покидающих пределы постоянного жительства. После революции функции документирования граждан были возложены на ОВД.
Во время советской власти и в дальнейшем наименования службы, занимающейся паспортно-визовыми вопросами, неоднократно менялись. Одним из первых паспортистов в Мстиславле стал уроженец Краснопольского района Владимир Лайков, который приступил к работе ещё до Великой Отечественной войны. Когда начались боевые действия, стал партизаном 13-й краснопартизанской бригады, которая дислоцировалась в Климовичском районе. В 1944 г. он погиб при исполнении служебных обязанностей. После войны в паспортном столе работали Николай Алёнченков, Михаил Ильинский.
— В декабре 1956 г. в мстиславской милиции в штате насчитывалось 23 человека, — рассказал ведущий специалист ГГиМ Владимир Марченко. — Среди них работали и ветераны паспортной службы. Их имена сохранены в истории нашего ведомства. Они проделали нелёгкий путь. За это время изменялись выполняемые функции, приобретался опыт, формировалась и совершенствовалась нормативная правовая база.
Современная паспортная служба
В 2004 году произошло реформирование паспортно-визовой службы. Был создан Департамент по гражданству и миграции МВД Республики Беларусь с соответствующими структурными подразделениями на местах. С 2010 года на сотрудников подразделений по гражданству и миграции возложены важные задачи. Наиболее значимые из них — документирование граждан Республики Беларусь и контроль за пребыванием иностранных граждан и лиц без гражданства.
В мстиславском подразделении трудятся ведущий специалист ГГиМ по регистру населения Максим Галковский и специалист Ольга Петровская. Это хорошо подготовленные кадры. Сотрудниками осуществляется более 50 административных процедур: вопросы оформления и выдачи паспортов, въезд и выезд из республики, определение правового положения и контроль за режимом пребывания на территории района иностранных граждан, работа с обращениями граждан, оформлением паспортов и многое другое.
В ГГиМ организована работа по заявительному принципу «Одно окно», реализуется законодательство о гражданстве, ведётся учёт физических лиц и предоставляются достоверные персональные данные государственным органам.
Быть специалистами в своём деле
— Мы постоянно взаимодействуем с людьми, помогаем им восстанавливать утраченные личные документы, получить гражданство, оформить загранпаспорта, — отмечает Владимир Марченко. — Нашими сотрудниками в этом году рассмотрено более 1863 обращения, произведена регистрация 301 гражданина РБ, 1088 документировано национальными паспортами, 143 иностранцам выдан вид на жительство. Для каждого работника подразделения особенно важно быть профессионалом, демонстрировать глубокие знания нормативных документов, проявлять компетентность и, безусловно, личную культуру в общении с людьми. Сейчас перед нами ставятся новые задачи.
Одна из самых сложных — внедрение биометрических документов. Мы уже получили новое оборудование и установили его, прошли обучение по использованию. В следующем году будем работать по-новому, чтобы усовершенствовать свою деятельность и в соответствии с существующим законодательством решать все задачи, поставленные перед нами.
Фото Натальи Манусовой.