
Республика Беларусь находится в центре восточно-европейского региона на стыке силовых линий набирающей обороты военно-политической напряжённости. Очевидно, что любые изменения международной безопасности в регионе напрямую сказываются и на состоянии национальной безопасности страны. И естественным путём наше государство пришло к созданию новой редакции Концепции национальной безопасности и Военной доктрины.
Именно безопасность, в глобальном её смысле, стала темой для обсуждения на семинаре идеологического актива области в Осиповичах с участием первого заместителя государственного секретаря Совета Безопасности Республики Беларусь Павла Муравейко.
Сейчас проекты документов активно обсуждаются в обществе, а совсем скоро будут приняты на Всебелорусском народном собрании.
— Сегодня, когда весь мир штормит от возникающих в разных его уголках военных конфликтов, очень важно разъяснить и рассказать, почему именно сейчас принято решение о внесении изменений в Военную доктрину. Ведь она не меняется просто так. Однозначно, что её редактирование объективно вызывает настороженность у народа, не собираемся ли мы воевать. В этом плане можете успокоить «замыкающееся» на вас население. В действующей Конституции нашей страны недвусмысленно сказано — с территории Республики Беларусь невозможна военная агрессия, — обратился к участникам мероприятия Павел Муравейко. — А что касается уточнения положений доктрины, то всё просто: оно осуществляется, как правило, в условиях существенного изменения геополитической ситуации, либо при изменении внутриполитических условий развития государства.
Он подчеркнул, что, несмотря на глубокую переработку содержательной части, документ сохранил в себе миролюбивые устремления белорусского народа. Важный посыл новой Военной доктрины — Республика Беларусь ни к одному народу не относится как к своему врагу вне зависимости от действий правительств этих государств.
В развитие действующей редакции документа, в нём реализован целый ряд новшеств.
Первое. Обновлённая Военная доктрина может служить основой для урегулирования ситуации в Европе, запуска мирного диалога. В первых статьях документа декларируется наша готовность выступать площадкой для мирного урегулирования конфликтов и запуска глобального диалога по безопасности.
Второе. В документе усилена связь доктрины с обновлённой Концепцией национальной безопасности.
Третье. Важное новшество новой Военной доктрины — это адекватность принимаемых мер государством в соответствии с уровнем военной опасности. В обновлённой доктрине они направлены на недопущение эскалации военно-политической обстановки, разрядку ситуации.
А самое главное, что проект Военной доктрины даёт однозначный посыл: мы не должны допустить ситуации, когда реагировать уже будет поздно. Именно поэтому упор сделан на сдерживание от развязывания военных конфликтов.
Оно осуществляется выстраиванием системы отношений, сдерживающих процессы возникновения межгосударственных противоречий, поддержанием баланса национальных интересов Республики Беларусь с интересами других стран, обеспечивающих стабильность и мирное сосуществование.
И в этом плане размещение на территории Республики Беларусь тактического ядерного оружия рассматривается как важное слагаемое превентивного сдерживания потенциальных противников от развязывания вооружённой агрессии против Республики Беларусь — это наша вынужденная мера.
А в целом, все новшества Военной доктрины, связанные с градацией военных опасностей по уровням, позволяют государству реагировать заблаговременно и адекватно.
Четвёртое. В доктрине важный акцент сделан на недопущение военных конф-
ликтов. В перечень военных опасностей включена возможность применения оппонентами военной силы против Республики Беларусь уже в мирное время, в условиях военно-политического кризиса. С этим мы сталкиваемся в настоящее время на наших южных и западных рубежах.
Пятое. Уточнена типология военных конфликтов для условий Республики Беларусь, отказались от их градации по масштабам.
Шестое. В новой Военной доктрине чётко обозначено, что оборону государства и обеспечение его военной безопасности осуществляют все, начиная от Президента Республики Беларусь и заканчивая каждым гражданином страны.
Седьмое. Собраны воедино и прописаны все наши взгляды по выполнению союзнических обязательств.
Восьмое. Новое звучание в доктрине получили вопросы экономического обеспечения военной безопасности и вооружённой защиты.
Важно, что в документе сохранено стремление белорусов содействовать укреплению международного мира и безопасности. Неизменными остались такие ключевые принципы белорусской военной политики, как неделимость безопасности, равенство государств, невмешательство во внутренние дела и другие общепризнанные принципы и нормы международного права.











