В чём пойдём в школу, или Нужна ли школьная форма

363
Поделиться:

Фото pixabay.com

Разговоры и даже споры по поводу школьной формы ведутся много лет. Пожалуй, с тех пор, как не стало Советского Союза, когда форма была одинаковой для всех детей огромной страны.

В последние годы в школах всё же придерживаются деловой формы одежды. Требования к внешнему виду ребят закреплены в нормативных документах. Во многих учреждениях образования введены отличительные элементы, в редких случаях — единая форма.

Честно признаться, нарядить всех детей «один в один», по-моему, так себе идея. А вот когда в каком-то одном стиле, одной цветовой гамме, по-моему, красиво. Определённая форма дисциплинирует, делает детей более организованными.

Надо сказать, что большинство родителей и педагогов поддерживают это. Хотя среди и тех, и других есть думающие иначе. Кто-то считает, что одинаковая школьная форма — уравниловка, лишает ребёнка индивидуальности.

Другие убеждены, что школьная форма — это хорошо, решает проблему социального неравенства. Это тоже дели надвое. Материальное положение семей и так ни для кого из детей не секрет. Дети не хуже взрослых знают, сколько стоит телефон, авто, на котором подвозят своих чад в школу родители… Значит полностью проблему социального неравенства форма не решает. Но, согласитесь, материальное неравенство переносится всё-таки легче, если во время учебного процесса одежда у всех одинаковая.

Когда я училась в школе, а это было в советские времена, форма была обязательна. Конечно, не единообразная для учащихся всех классов. Мальчики ходили в пиджаках и брюках. В начальных классах они были чаще одинакового синего цвета, у старшеклассников — более разнообразной цветовой гаммы. У девочек, конечно, коричневые школьные платья! Не знаю, как в остальных школах, а в нашей кто-то придумал преображать платья в юбки. Это было очень удобно, особенно в те дни, когда были уроки физкультуры. Вместе с аккуратным трикотажным джемпером смотрелось, по крайней мере, опрятно. А чтобы как-то выделиться, платья украшали красивыми воротничками и манжетами, передники — кружевами. Мальчишки могли надеть необычную рубашку, ремень. Кто во что горазд!

Помню хорошо первые постсоветские годы, когда финансовое положение большинства семей было сложным. Школьную форму отменили. Все ученики от первого до выпускного класса стали ходить кто в чём вздумает. Мало того, что не было единой формы. На рынках в изобилии появилась недорогая одежда не лучшего качества. СанПиНы никто не соблюдал, ткани были «не дышащими». В кабинеты, где учились старшеклассники, порой зайти было просто невозможно. Думаю, моё мнение разделят многие педагоги, кто работал в школе в те 90-е.

Вопрос «быть или не быть» школьной форме решается на самом высоком уровне.

По решению Министерства образования Республики Беларусь некоторые изменения вступят в силу уже с 1 сентября этого года. В школах должен появиться свой отличительный элемент. С 1 сентября следующего года предполагается введение единой нормы в одежде учащихся для каждого учебного заведения.

Подчёркивается, что это будет не единая школьная форма для всех учреждений образования. Каждая школа самостоятельно примет решение, какой быть школьной форме, определит свой фирменный стиль одежды для ученика.

«Школьная форма должна быть комфортной и удобной, поскольку деловой стиль воспитывает у школьников чувство вкуса, прививает этикет и создаёт рабочее настроение», — считает министр образования нашей страны Андрей Иванец.

Белорусские предприятия лёгкой промышленности ежегодно выпускают новые коллекции деловой одежды для детей. Модели безрукавок, жилетов, сарафанов и юбок из одной ткани, но с вариациями покроя под разные фигуры, по-моему, замечательно смотрятся на школьниках. Большинство родителей устраивает и её качество. Она достаточно комфортна и красива.

Кто-то может возразить; «Каждый день одно и то же!» Это и правда надоедает. Особенно с того возраста, когда дети становятся неравнодушными к своему внешнему виду и им хочется нравиться одноклассникам и

одноклассницам. В одной из гимназий Могилёва, где обязателен дресс-код, по совместному решению родительского комитета и педагогов пошли на компромисс: последняя пятница месяца — свободный стиль одежды. В пределах разумного, конечно.

Не знаю, станет ли кто отрицать, что благодаря школьной форме дети не выглядят разношёрстной массой. Это дисциплинирует, сплачивает группу, вырабатывает чувство

единства, подчёркивает принадлежность к определённому учебному заведению.