Сбалансированное горячее питание детей школьного возраста во время пребывания их в учреждениях образования — одно из важных условий поддержания их здоровья. Что изменилось в предоставлении обедов и полдников в школах Мстиславского района, какие блюда любят дети?
С этого учебного года все учреждения образования района перешли на новые принципы организации питания школьников. Напомним, что в районе был проведён пилотный проект по организации школьного питания. Он прошёл апробацию новых технологий приготовления пищи и принципов организации питания школьников и был одобрен к применению в учреждениях общего среднего образования.
Главная задача перехода на новые принципы организации питания — предоставление качественного, безопасного и сбалансированного питания с учётом вкусовых предпочтений самих обучающихся.
В учреждениях образования района сегодня обучается более 1700 учащихся. Охват горячим питанием учащихся сельской местности — 100%, в городских школах — 97%.
Новое в организации питания
По информации отдела по образованию Мстиславского райисполкома, организация питания осуществляется непосредственно в учреждениях образования.
— На государственном уровне многое делается для совершенствования системы питания в школах. Обучающимся, в зависимости от их желания, предоставляется возможность получать одноразовое, двух- или трёхразовое питание. Оплата за него дифференцированная и зависит от возрастной группы, места жительства, социального положения, — поясняет начальник отдела по образованию райисполкома Елена Почтовая.
Она отметила, что в учреждениях образования проведена значительная работа по укреплению материально-технической базы пищеблоков. Только к этому учебному году их пополнили 32 единицы технологического оборудования. Пять из них — пароконвектоматы, семь протирочно-резательных машин, а также электрические индукционные плиты, картофелечистки, хлеборезки, холодильники-морозильники и другое оборудование.
— За счёт средств местного бюджета планируется к следующему учебному году приобрести для пищеблоков учреждений образования ещё три посудомоечные машины, — рассказала руководитель системы образования района.
Школьное меню
В рацион обучающихся включено 20 новых фирменных блюд. Время показало, что школьникам понравилась котлета «папараць-кветка», салаты «студенческий» и «бриз», оладушки рыбные «фантазия», запеканка творожная с какао «день-ночь».
Ежедневно предлагается вариативность салатов. Например, в четверг на прошедшей неделе в гимназии г. Мстиславля в меню были салаты свекольный и «цыплёнок» (сыр, яйцо, капуста, консервированная кукуруза). При подаче запеканки, оладушек меню также предусматривает варианты соусов: молочный и на основе варенья.
Четверг — день белорусской кухни. На обеденном столе школьников в этот день — бабка картофельная «школьная», биточки по-белорусски, тефтели рыбные «любительские», другие национальные блюда, которые нравятся детям.
— Технологические карты новых блюд и изделий составлены в соответствии с требованиями государственного стандарта Республики Беларусь. Они прошли экспериментальную технологическую отработку, основаны на применении щадящих методов кулинарной обработки и предназначены для обеспечения принципов здорового питания, — поясняет инженер-технолог районного центра по обеспечению деятельности бюджетных организаций и госорганов Мстиславского района Светлана Шакура.
Кстати, информационный сборник технологических карт блюд и изделий для школьного питания размещён на сайте Министерства образования и общедоступен для всех желающих.
Учимся ПП с детства
В учреждениях образования реализуют меры, направленные на пропаганду правильного питания (ПП) и формирование здорового пищевого поведения учащихся. Для этого организуются различные конкурсно-игровые программы, проовдят классные часы, познавательные беседы, викторины, уроки здоровья, конкурсы рисунков.
Такие мероприятия проходят с участием родителей, ведь именно от них во многом зависит формирование пищевого поведения ребёнка.
С этим соглашается заместитель директора гимназии г. Мстиславля Анна Сокол, которая курирует организацию питания в своём учреждении образования.
— На вопрос, почему дети порой отказываются от некоторых блюд в школьных столовых, однозначно ответить нельзя, — говорит она. — Суть проблемы порой кроется не в рецептуре, способе приготовления и подаче. Применение современного технологического оборудования, использование свежих продуктов, профессионализм поваров позволяют предоставлять школьникам вкусные и полезные блюда. Но пищевое поведение формируется в семье. Если дома дети не приучены есть рыбу, овощные салаты, то и в школе они не станут это делать. Мероприятия по пропаганде здорового питания, несомненно, способствуют тому, что родители более осознанно начинают относиться к домашнему рациону своих детей.