Повышение качества образования — в числе задач Программы социально-экономического развития страны на предстоящие пять лет, которую рассмотрят на ВНС. Чего удалось достичь в данной сфере за 2016-2020 годы

85
Поделиться:

Достижения и успехи сферы образования по итогам 2016-2020 гг.

Национальное образование Республики Беларусь традиционно является одной из высших ценностей белорусского народа. В рейтинге государств во многом благодаря показателям именно в сфере образования наша страна относится к государствам с очень высоким уровнем человеческого развития. Уровень грамотности взрослого населения составляет почти 100 % (99,7 %). По количеству студентов на 10 тысяч населения Беларусь находится на уровне развитых государств стран Европы и Америки. Каждый третий наш житель учится!

В течение пяти последних лет Республика Беларусь стабильно входит в группу 30 наиболее развитых стран мира по показателям в сфере образования. Согласно докладу ПРООН о человеческом развитии за 2020 г. по показателю ”Ожидаемая продолжительность обучения“ Беларусь имеет значение 15,4 года и занимает второе место среди стран СНГ, уступая лишь Казахстану (15,6 года), а по показателю ”Средняя продолжительность обучения“ (12,3 года) является лидером в СНГ.
Среди 79 стран-участниц международного исследования PISA Республика Беларусь заняла место в первой половине общемирового рейтинга.

В международных олимпиадах по учебным предметам в 2020 г. приняли участие 46 учащихся учреждений общего среднего образования. Награждены медалями 40 человек, в том числе золотыми – 8, серебряными – 12, бронзовыми – 20.
Стабильное финансирование обеспечивает функционирование и развитие системы образования, выполнение социальных стандартов. С 2016 г. расходы на образование увеличились в 1,5 раза, а в сравнении с 2011 г. этот показатель увеличился почти в 5 раз.

В 2020 году по оперативной информации (прогноз, без учета заключительных оборотов) на финансирование отрасли направлено из бюджета (без учета средств на капитальное строительство) 6 871,2 млн.рублей, или 4,67 % от ВВП, из них: 1 108,5 млн. рублей – республиканский бюджет, 5 762,7 млн. рублей – местные бюджеты, с учетом внебюджетных источников – 7523,4 млн. рублей, или 5,11% от ВВП.
По статистическим данным, за 2020 г. средняя заработная плата в образовании составляет 866,6 руб. (69,3 % от средней заработной платы в республике), что на 113,3 % больше соответствующего периода прошлого года. Педагогических работников (кроме ППС) – 992,2 руб. (79,3 % от средней заработной платы в республике), учителей – 1042,3 руб. (83,3% от средней заработной платы в республике), профессорско-преподавательского состава – 1536,5 руб. (122,8 % от средней заработной платы в республике).

С 1 сентября 2019 г. увеличены в 2 раза размеры стипендий аспирантам и докторантам, что позволило улучшить их материальное положение, служит стимулом для поступления в аспирантуру и докторантуру, занятия научными исследованиями, поддерживает мотивацию к дальнейшему профессиональному росту. С 1 января 2020 г. лицам, имеющим степень доктора наук и ученое звание профессора, при достижении общеустановленного пенсионного возраста и прекращении трудовой деятельности устанавливается ежемесячная выплата в двукратном размере базовой ставки.

По данным Белстата за январь-ноябрь 2020 года темп роста экспорта услуг в области образования по организациям отрасли «Образование» составил 103,4 % (75,19 млн. долл. США) к соответствующему периоду прошлого года, по подчиненным Министерству образования организациям – 105,4 % (35,0 млн. долл. США.).
По прогнозу выполнение темпа роста экспорта услуг в области образования по организациям отрасли «Образование» за январь-декабрь 2020 года составит к соответствующему периоду прошлого года не менее 102,5 % (81,0 млн.долл.США).
По итогам 2016-2020 гг. в отрасли образования достигнуты существенные успехи.
Для обеспечения доступности дошкольного образования введено в эксплуатацию 72 учреждения дошкольного образования на 14 365 мест (в том числе в 2020 году – 25 учреждений на 4810 мест), создана 2321 группа кратковременного пребывания (от 2 до 7 часов) на 19 165 мест, работают 14 учреждений частной формы собственности, которые посещают 356 воспитанников, и другое.

В целом за отчетный период принятые меры позволили создать для воспитанников дополнительно более 40 000 мест (40481) и довести в 2020 г. численность детей, их посещающих, до 424,1 тыс.

Сохраняется достигнутый в предыдущие годы полный охват детей пятилетнего возраста подготовкой к обучению на I ступени общего среднего образования.
Созданы необходимые условия для реализации конституционного права граждан страны на получение общего среднего образования.

В 2019/2020 учебном году завершен переход на обновленные учебные программы на II ступени общего среднего образования с учетом его относительной завершенности. За 2016-2020 гг. обновлено 209 учебников, отличительными особенностями которых являются доступное изложение учебного материала, практикоориентированность, использование различных форм подачи информации, современный дизайн. На национальном образовательном портале в свободном доступе размещены электронные версии учебных пособий.

Учащимся обеспечены равные возможности для изучения на повышенном уровне отдельных учебных предметов начиная с VIII класса. В старших (X-XI) классах введено профильное обучение профессиональной направленности. Работают педагогические, аграрные, спортивно-педагогические, военно-патриотические классы. Создан механизм конкурсного отбора в профильные классы.

В то же время сохранена возможность функционирования базовых X-XI классов, для учащихся которых организована профессиональная подготовка в рамках трудового обучения более чем по 112 профессиям.

Для обновления материально-технической базы наших школ в 2016-2020 гг. поставлено учебное оборудование в 612 кабинетов физики, 611 – химии, 210 – биологии, приобретены 2540 интерактивных сенсорных систем (мультибордов).
Проведена работа по оснащению спортивным инвентарем и оборудованием. Средний республиканский показатель обеспеченности учреждений общего среднего образования спортивным инвентарем и оборудованием около 94,6 %.
В республике обеспечивается возможность получения образования всеми детьми, в том числе с особенностями в развитии. Охват специальным образованием и коррекционно-педагогической помощью составляет 99,9 %.

Безбарьерная среда в системе образования доступна или частично доступна на 3405 объектах учреждений дошкольного, общего среднего, специального, профессионально-технического образования, что составляет 69,1 % от общего количества таких учреждений образования.

Республика Беларусь располагает широкой сетью учреждений профессионально-технического, среднего специального и высшего образования, что позволяет оперативно реагировать на запросы рынка труда. Для трудоустройства молодежи в Республике Беларусь реализуются разнообразные социальные механизмы, способствующие максимальной профессиональной самореализации молодого поколения.

В 2018-2020 гг. из числа выпускников, подлежавших распределению, направлены на работу в организации практически все (более 99 %).
В республике созданы условия для тесного сотрудничества заказчиков кадров с системой профессионального образования. Их представители взаимодействуют в составе 14 секторальных советов.

Ведется постоянная работа по усилению практико-ориентированной подготовки рабочих и специалистов. На базе учреждений профессионально-технического и среднего специального образования функционируют 49 ресурсных центров, оснащенных по последнему слову техники. На высокотехнологичных предприятиях республики, в организациях экономики и социальной сферы создано 1143 филиала кафедр. В вузах работают 97 совместных с ведущими мировыми компаниями лабораторий и 39 образовательных центров.

Повышение качества образования — в числе задач Программы социально-экономического развития страны на предстоящие пять лет, которую рассмотрят на ВНС. Чего удалось достичь в данной сфере за 2016-2020 годыПродолжена реализация модели ”Университет 3.0“ на базе 11 учреждений высшего образования, в ходе которой используются новые технологии обучения, а у студентов формируются компетенции в инновационной, изобретательской и предпринимательской деятельности.

Обеспечена деятельность совета специального фонда Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов. Банк данных фонда содержит информацию уже о 6000 человек.

В национальной системе образования и культуры функционирует 680 учреждений дополнительного образования детей и молодежи, в которых занимается 503,3 тыс. учащихся в возрасте 6-17 лет, что составляет 62 % от общего их количества.
Образовательные программы дополнительного образования взрослых реализуют около 400 учреждений дополнительного образования взрослых и других организаций. В учреждениях высшего образования и дополнительного образования взрослых обучение осуществляется по 385 специальностям переподготовки. Ежегодно профессиональное обучение, повышение квалификации, стажировку и переподготовку проходят более 350 тыс. работников.

Осуществляется целенаправленная и последовательная работа по развитию международного сотрудничества в сфере образования. Белорусские учреждения образования плодотворно взаимодействуют в рамках 4700 соглашений с 90 странами мира. Значительно расширилась география сотрудничества за счет стран Латинской Америки, Ближнего Востока и Африки. Новый вектор развития получило сотрудничество с КНР. В 2019 г. успешно прошел Год образования Беларуси в Китае.
В 2019/2020 учебном году в республике обучалось около 26000 иностранных граждан из 107 стран мира. За пятилетку прирост иностранных обучающихся составил 35 %. Больше всего молодежи приехало из Туркменистана, Китая, Российской Федерации.
В полном объеме выполняется комплекс мер по реализации государственной молодежной политики.

Различными формами студенческого самоуправления в вузах охвачено 46 тыс. студентов. Проводится работа по организации вторичной занятости молодежи. На 1 декабря 2020 г. в составе 1682 студенческих отрядов было трудоустроено 23 995 человек.

От общего числа нуждающихся местами в общежитии обеспечено 98,6 % учащихся учреждений профессионально-технического и среднего специального образования, 96 % студентов вузов.

Ведется планомерная работа по развитию семейных форм устройства на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Ее главный приоритет – усыновление (удочерение). В 2020 г. усыновлен 371 ребенок, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (в том числе 40 переданы на международное усыновление), из них189 (51 %) – из интернатных учреждений.
Развивается сеть детских домов семейного типа. За 5 лет их количество увеличилось до 286 (рост на 15 %), а воспитанников в них – на 12 % (до 1906).

Взят курс на цифровизацию системы образования. Все учреждения образования используют либо имеют возможность использовать интернет-услуги и интернет-сервисы: электронная почта, удаленный доступ к интернет-ресурсам, взаимодействие с информационными системами и ресурсами и др. Продолжается обновление компьютерной техники в учреждениях образования. Проект ”Электронная школа“, которым сейчас охвачено 80 % учреждений общего среднего образования, в дальнейшем трансформируется в единую республиканскую информационно-образовательную среду.

Фотографии из открытых источников. Иллюстративно. 

Источник: vsebel.by