Люди, которые редко сталкиваются с судебной практикой, не всегда знают, что Конституционный Суд — это особенный орган, где, если по-простому сказать, «подсудимыми» являются законы, а не люди. Например, он проверяет конституционность нормативных правовых актов и не вступивших в силу международных договоров Республики Беларусь как в целом, так и отдельных их положений. А если Суд посчитает, что закон не соответствует Конституции, он может указать на необходимость его отмены либо на то, что правоприменители неправильно его понимают, и рассказать, как этот закон должен применяться.
В 2022 году во время проведения республиканского референдума были внесены масштабные изменения в Основной закон, которые коснулись и Конституционного Суда, а также, судов общей юрисдикции. Они позволили усилить построение и функционирование судебной системы.
Очень важно, чтобы принципы, заложенные в Конституции, были применимы на практике. Это подчеркнул Президент Беларуси, встречаясь судьями Конституционного Суда. Отмечу, что этот разговор глава государства наметил ещё в мае, когда привёл к присяге судью Конституционного Суда Беларуси Светлану Любецкую.
Общаясь с ней, Александр Лукашенко рассказал, что встретится со всеми членами Конституционного Суда, чтобы обсудить работу и применение обновлённой Конституции.
Июльский разговор действительно получился обстоятельным и серьёзным. В связи с внесёнными изменениями в Основной закон страны, проведена серьёзная работа и перераспределены полномочия. Теперь всё это нужно реализовать.
Была затронута тема большого объёма различных актов, которые трудно воспринимаются, их не всегда можно понять, поэтому важно их пересмотреть. Это замечание Президента прокомментировала заместитель главы Администрации Президента Ольга Чуприс. Она отметила, что за 30 лет была создана объёмная нормативно-правовая база. Это повлекло за собой возникновение проблем в законодательстве. Проведённый анализ показал, что некоторые из документов повторяют друг друга, могут быть не согласованы между собой либо не соответствуют смыслу указов Президента, т.е. несколько искажают идею, заложенную изначально. Кроме того, есть огромные по объёму нормативно-правовые акты, содержащие под 300 страниц. В них, в свою очередь, содержится до 500 пунктов, осилить чтение которых просто нереально, не говоря о том, чтобы понять.
Ситуация будет меняться. Александр Лукашенко анонсировал настоящую революцию в мире законотворчества Беларуси. Законы и правовые акты должны быть понятны, логичны и не противоречить друг другу.
Акцентировал внимание Президент Беларуси и на такой возможности для граждан страны по защите своих прав, как конституционная жалоба. Рассмотрение их не должно быть формальным.
Кстати, важно знать, что жалоба в Конституционный Суд даёт возможность для восстановления нарушенных прав на национальном уровне. Если Суд признаёт, что закон или его неправильное применение не соответствуют Основному закону и нарушают конституционные права, это может привести к пересмотру дела в суде первой инстанции. В результате этого пересмотра может быть отменено ранее назначенное наказание, такое как административный штраф или лишение свободы. Кроме того, для некоторых людей подобное обращение в Конституционный Суд — это способ обозначить своё мнение на ту или иную жизненную ситуацию.
Нельзя не обратить внимание ещё на один важный аспект этой встречи. Президент отметил, что Конституционный Суд — это место, где трудятся люди в совершенстве владеющие законами и важно, чтобы они были более открытыми, «ближе к людям», делились своими знаниями и чаще были в авангарде жизни страны: рассказывали о Конституции и её нормах, читали лекции, обучали студентов, ярче заявляли о себе, активно сотрудничали с другими государственными органами.
В эту непростую эпоху мировых вызовов и перемен Основной Закон — это настоящий правовой фундамент развития белорусской государственности, который гарантирует права и свободы граждан. Самобытный характер белорусской Конституции — точка опоры для государства и людей.