О том, как растят будущих патриотов в Копачёвской средней школе, как этому способствует проектная деятельность, читайте в материале корреспондента mstlife.by. Учреждение образования «Копачёвская средняя школа» функционирует уже около 100 лет. Сегодня она — второй дом для 58 школьников и 12 дошколят.
— В нашем учреждении образования ведётся планомерная работа по гражданско-патриотическому воспитанию подрастающего поколения. В школе созданы все условия для формирования личности гражданина и патриота своей страны, — рассказывает директор школы Татьяна Костюк. — В данную работу включаются все: воспитатели, педагоги, дети и их родители. Также мы тесно сотрудничаем с общественными организациями, депутатским корпусом, местной властью. Воспитательная система, созданная в учреждении, основана на взаимоуважении, взаимной ответственности всех участников образовательного процесса. В нашей школе на достойном уровне функционирует система дополнительного образования, разработана система традиционных общешкольных мероприятий и творческих проектов, развивается музейное дело и школьное ученическое самоуправление, используются новые подходы и внедряются современные технологии в процесс патриотического воспитания.
Инновации в образовании
В 2022 году в Копачёвской средней школе приступили к реализации инновационного проекта «Внедрение сетевой модели формирования гражданско-патриотической позиции обучающихся: региональная модель».
— Основная идея данного проекта состоит в формировании гражданско-патриотической позиции обучающихся в условиях тесного сотрудничества всех заинтересованных лиц и структур на основе механизмов сетевого взаимодействия и социально-педагогического партнёрства, — рассказывает директор учреждения. Данный проект позволяет приобщить детей к культуре белорусского народа, способствует их социально-личностному развитию.
— Культура и традиции нашей страны разнообразны, — говорит шестиклассница Анастасия Морозова. — Мы с интересом принимаем участие в белорусских народных праздниках, музейных уроках, краеведческих конференциях, мини-проектах «Прыйшлі каляды — усе людзі рады», «Яблычны спас», «Багач». В этом году в школе проводились Бярозавыя святкі. Вместе с ребятами из других классов мы украшали яркими лентами ветви деревьев в нашем парке, песнями прославляли красоту белой берёзы, сравнивали её с юной девушкой.
К историческому прошлому
В прошлом году в рамках реализации инновационного проекта и гражданско-патриотического воспитания в школе приступили к работе над социально-значимым проектом «Традиции вне времени». Главная цель — сохранить национально-культурные традиции и историческую память о малой родине.
— Данный проект позволил познакомить ребят с историей населённого пункта, школы и её традициями, известными выпускниками, династиями, узнать, через что пришлось пройти жителям населённого пункта в годы Великой Отечественной войны, — рассказывает заместитель директора Елена Клеенкова.
Одним из значимых для учреждения стал проект «Земляки — участники Великой Отечественной войны». Как рассказала десятиклассница Валерия Парфенкова, во время совместной поисковой работы педагогов и школьников, удалось обнаружить, что не все жители населённого пункта учтены в списке погибших земляков.
— Этот факт подтолкнул нас к созданию книги Памяти участников Великой Отечественной войны Копачёвского сельсовета. Сегодня мы собираем всю необходимую информацию. После её обобщения представим наше издание, — говорит школьница. — Поисковая работа — это очень интересно. Архивы, фотографии, общение с очевидцами не только позволяют составить картину прошлого, узнать, кем были и как жили наши земляки в годы войны, но и сохранить эту историю для будущих поколений.
Подчеркнём, что в учреждении образования, достаточно успешно функционирует военно-патриотический клуб «Наследники». Ребята, которые в нём состоят, изучают и исследуют историю малой родины.
— Кроме того, мы ведём поиск и увековечивание имён погибших в годы Великой Отечественной войны, занимаемся благоустройством памятников, братских могил, — рассказывает активист клуба Борис Цурганов. — Вступив в клуб «Наследники», я нашёл единомышленников, которые также любят свою страну, берегут память о тех, кто в далёких 1941-1945 гг. ценой своей жизни, боролся за мир и свободу. Я считаю, что память — это самое ценное, что есть у нас. Мы, молодёжь, должны её хранить, а также делать всё, чтобы будущее поколение белорусов также трепетно относилась к ней.
Это наше — народное
Учить подрастающее поколение патриотизму, прививать ему любовь к Родине, нельзя, забывая о национальных традициях белорусов.
Кстати, в этом учебном году в школе приступили к реализации проекта «Карагод народных лялек». Его инициатором стала учитель начальных классов Елена Тихановская. К слову, приобщать детей к традиционной белорусской культуре и искусству решено через исполнение белорусской народной куклы «матанка». На этой неделе ребята завершили создание 12 народных кукол и приступили к их описанию.
— Наша цель — познакомить детей с традиционными белорусскими игрушками, научить их создавать куклу «матанку», — рассказывает Елена Тихановская. — Как только куклы будут готовы и собрана вся подробная информация о них, мы с ребятами займёмся созданием блога «белорусская кукла». В информационном-пространстве расскажем интернет-пользователям о значении каждой куклы, а также для чего их делают белорусы.
Пока память жива
С 1 февраля текущего года свои усилия учащиеся и педагоги объединят для реализации ещё одной социально-значимой инициативы, которая направлена на создание сетевого WEB-проекта «Пока память жива!», посвящённого 80-летию освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной войны.
— Это будет интересная совместная работа. В ходе реализации проекта мы научим детей работать с различными конструкторами сайтов, веб-программами. Итогом работы станет интернет-сайт «Пока память жива!», на котором разместятся страницы: «Великая Отечественная война», «Памятники Славы», «Ордена и медали героев», «Музеи военной славы», «Мужество людей в тылу», «Дети войны», «Фото-видео альбомы», «Художественная галерея» и др., — рассказывает директор Татьяна Костюк.
Для развития туризма
История Мстиславщины многогранна. В целях гражданско-патриотического воспитания в сельской школе решили использовать весь ресурс нашего района. В частности, сегодня здесь занимаются разработкой интерактивной карты водных источников.
— В нашей школе сегодня проходят интересные мероприятия, реализуются различные проекты, — говорит учащийся 8 класса Николай Борзов. — Один из них «Природные источники Мстиславского района». Вместе с педагогами мы разрабатывает интерактивную карту, на которой можно увидеть места, где находятся родники района, узнать их историю. Это увлекательная работа. Я не знал, что на Мстиславщине столько уникальных памятников природы. Это наше богатство, история, которую мы не только должны сохранять, но и популяризировать.
Фото Натальи Манусовой.