На одном интернет-форуме зацепило высказывание: «Беру детей на митинг, потому что с ними не задерживают». Хоть обсуждаемая далее тема далеко не шуточная, но как-то вспомнилось вот что. На вопрос «Почему всегда в пещеру женщина (читай, ребенок или с ребенком – авт.) входила первой, неужели даже древние мужчины были сплошь джентльменами?» остряки отвечают: мол, это все потому, что за время отсутствия в пещеру без дверей мог забраться дикий зверь и напасть на того, кто войдет первым. Вот древний мужчина и жертвовал женщиной как наиболее малоценным членом семьи, пропуская ее впереди себя, чтобы самому остаться в живых.
Параллели с нынешними событиями, увы, просматриваются. Только тема еще более печальна. Ведь «в пещеру отправляют» детей и подростков. Мамы и папы подвергают риску тех, чью бесценную жизнь, по природе своей, должны защищать всеми возможными и невозможными способами.
«МВ» обсудили острую тему со специалистами различных сфер. Причем не столько с политической, сколько с жизненной стороны.
– В нашей стране одной из главнейших задач является обязанность защищать права детей как на государственном уровне, так и непосредственно родителями, – говорит заместитель председателя Могилевского облисполкома Валерий Малашко. – Критерием оценки положения молодежи в стране является уровень ее правонарушающего поведения в любых его проявлениях. О том, что меры, принимаемые на государственном уровне, приносят положительный результат, свидетельствует динамичное снижение основных параметров подростковой преступности. В этой ситуации особую тревогу вызывает участие несовершеннолетних в несанкционированных массовых мероприятиях. Некоторые подростки приходят туда вместе с родителями, некоторые втайне от них, но суть от этого не меняется. Каждый из нас понимает, что нужно уберечь тех, кто еще не обладает избирательным правом, от необдуманных поступков. Взрослые – в первую очередь, конечно, родители – должны понимать, что в силу гражданской незрелости эти ребята не могут и не должны принимать такие решения, а тем более следовать эмоциям.
Первым и главным институтом социализации для ребенка является семья. Именно в семье он получает первые навыки общения с окружающим миром, «впитывает» правила и нормы поведения, установленные в обществе. Я убежден: каждый родитель понимает, что для него нет ничего более ценного, чем благополучие ребенка, его безопасность. На мой взгляд, современные правовые механизмы защиты детей требуют дальнейшего совершенствования. Однако также необходимо осознавать, что благополучие детей зависит не только от активной жизненной позиции взрослых, но и от их желания создать для ребенка безопасную среду.
Также нужно помнить, что оценка противоправным действиям дается в рамках правового поля комиссиями по делам несовершеннолетних.
– Уважение к своей стране – это, в первую очередь, соблюдение ее законов, – подключается к беседе заместитель председателя комиссии по делам несовершеннолетних Могоблисполкома Наталья Игнатенко. – Действующие законодательные нормы помогают защищать права и интересы детей и подростков, которые, по своей природе, ищут себя, свои цели в жизни. К сожалению, порой совершая противоправные поступки. В августе текущего года в комиссии по делам несовершеннолетних стали поступать административные материалы в отношении подростков, совершивших правонарушения, предусмотренные статьей 23.34 КоАП РБ («Нарушение порядка организации или проведения массовых мероприятий»). Хочу отметить, что, рассматривая такие дела, мы приходили к выводу, что основным побудительным мотивом большинства подростков было любопытство. Но, несмотря на это, в 16 лет уже необходимо отличать детскую шалость от противоправных действий. За аналогичные действия подростков более младшего возраста ответ придется держать родителям (законным представителям) в соответствии со статьей 9.4 КоАП РБ («Невыполнение обязанностей по воспитанию детей»).
Меры, принимаемые на государственном уровне, позволяют обеспечить безопасность маленьких белорусов. Увы, сейчас мы нередко видим, как родители сами подвергают опасности своих детей, сознательно вовлекая их в участие в несанкционированных массовых мероприятиях. В этом случае взрослым следует помнить, что, подвергая риску своего ребенка, они создают для него ситуацию социально опасного положения (СОП), в связи с чем к ним будут приниматься меры вплоть до изъятия детей из семьи, которая не может или не хочет обезопасить собственного ребенка.
Актуальность проблемы формирования здоровой психики у детей чрезвычайно важна, ведь от этого зависит то, какое общество мы будем иметь в будущем.
– В настоящее время нашу, до сих пор спокойную страну захлестнула волна так называемых «мирных демонстраций», на которые взрослые люди, т.е. родители, берут с собой своих малолетних детей, даже не задумываясь о том, какой непоправимый ущерб они наносят еще незрелой, несформировавшейся психике ребенка. Родители не думают о том, какие последствия все это будет иметь в первую очередь для детской психики и какие «плоды» они будут пожинать в дальнейшем, – продолжает тему начальник отдела охраны материнства и детства главного управления по здравоохранению Могоблисполкома Виктория Купченко. – Непонятные явления пугают и невротизируют ребенка, тем самым повышая его тревожность и агрессивность, враждебность, конфликтность, формируя не только возникновение различных страхов, способствуя появлению нервных тиков, но и формируя у ребенка девиантное (асоциальное) поведение в дальнейшем. Находясь даже в «мирной» толпе, ребенок как губка впитывает все, особенно ненужное и вредное, испытывая при этом эмоциональное напряжение и стресс. Как правило, позже родители могут отметить нарушение процесса засыпания, сверхподвижность, капризность, конфликтность, раздражительность, агрессивность, плаксивость и многие другие негативные последствия. Родители должны помнить, что несут ответственность за здоровье и безопасность своих детей. Взрослые, выходя с коляской, с маленькими детьми на массовые мероприятия, митинги, шествия и т.д., подвергают жизнь своих детей опасности. Развитие событий на таких мероприятиях может быть непредсказуемым, неуправляемым и даже трагичным, что может привести к травмам и нести реальную угрозу жизни. Кроме того, не следует забывать, что существует вероятность передачи инфекционных заболеваний (ОРИ, грипп, коронавирус и пр.). Опасность этого, в связи с нынешней сложившейся эпидемиологической ситуацией, возрастает в разы. В современной среде семья является основным источником формирования здоровья ребенка. Поэтому мамам и папам, которые хотят иметь психически и физически здорового ребенка, стоит серьезно задуматься о том, стоит ли ставить под угрозу всестороннее благополучие их детей. Ведь этот выбор сейчас за ребенка могут сделать только родители.
В психологической науке хорошо изучена проблема толпы и ее влияние на поведение людей. Незнание родителями особенностей толпы и ее влияния на поведение людей в ней, а также непонимание ими возрастных особенностей психического развития детей в различные возрастные периоды может привести к серьезным негативным последствиям в физическом, психическом и психологическом, социальном аспектах развития ребенка.
– Однако незнание не снимает ответственности с родителей за наступившие последствия, – отмечает доцент кафедры педагогики и психологии Могилевского государственного областного института развития образования, кандидат психологических наук Валентина Авраменко. – И, пожалуй, самое опасное и самое существенное в психологии толпы – это ее восприимчивость к внушению. Сила чувств толпы еще более увеличивается из-за сознания значительного, хотя и временного могущества. Из-за этого люди начинают проявлять такие чувства и совершать такие действия, которые просто немыслимы и невозможны для отдельного человека.
Нормальное состояние толпы, наткнувшейся на препятствие, – это ярость. Толпа никогда не дорожит своей жизнью во время возмущения. А противопоставление «мы» и «они» достигает социально значимой, нередко весьма опасной величины. Еще немаловажная особенность самовосприятия индивида в толпе – это ощущение собственной анонимности. Затерявшись в массе людей, поступая «как все», человек перестает отвечать за собственные поступки. В толпе всякое действие заразительно до такой степени, что человек очень легко приносит в жертву свои личные интересы интересу толпы.
Более серьезные последствия участия в толпе наблюдаются у детей разных возрастов. Например, в период раннего детства (от года до трех лет) для детей характерна слабость нервной системы, повышенная чувствительность к неожиданным, ярким, сильным раздражителям вызывает бурные эмоциональные реакции как положительного плана (перевозбуждение, расторможенность), так и отрицательные (плач, истерика, ступор, страхи и тревожность). Эмоциональное состояние на протяжении первых 3 лет жизни очень неустойчиво. Поведение ребенка сопровождается яркими эмоциональными реакциями, и важно, чтобы это были положительные реакции. Также у ребенка преобладает эмоциональная память как на положительные, так и на отрицательные образы, которые сохраняются надолго в сознании.
В дошкольном возрасте, в период быстрого физического развития, наблюдается повышенная возбудимость нервной системы. Громкие звуки, яркие и многочисленные раздражители перевозбуждают и пугают ребенка, возникают страхи, тревожность, стрессовое напряжение. Переживаемые в этом возрасте эмоции отличаются прочностью – запоминаются на всю жизнь. Причем отрицательные переживания могут быть основанием для формирования в последующей жизни различных психологических проблем и комплексов. Проявления негативных чувств могут быть как непосредственными в данный момент времени, так и отсроченными – подавленность, страхи, капризы, нарушения речи, различные психосоматические нарушения (нарушения пищеварения, энурез, заикание и т.д.).
У детей младшего школьного возраста происходит перестройка всех систем отношений с действительностью. В этом возрасте ребенку очень важно получить одобрение своего поведения со стороны взрослых, он действует, копируя их поведение. Новая социальная ситуация сама по себе ужесточает условия жизни ребенка и выступает для него как стрессогенная. В общении с детьми важно теплое, доброжелательное отношение (спокойно-доброжелательный тон, спокойно-требовательный тон, спокойно-осуждающий тон), так как грубость и гнев вызывают либо перевозбуждение и озлобленность, либо заторможенность, состояние угнетения и подавленности.
Подростковый период (12–14 лет) связан с быстрым темпом физического и умственного развития, приводящим к образованию чувства «взрослости». У подростков отмечается низкая устойчивость к стрессам. Они могут действовать необдуманно, вести себя неадекватно. Поведенческие изменения проявляются в желании «испытать все и пройти через все», прослеживается склонность к риску. Так как подростки отличаются повышенной эмоциональностью, им кажется, что они могут справиться с любой проблемой. Но на деле это не всегда так, потому что они еще не умеют адекватно оценивать свои силы, не думают о собственной безопасности. Они могут демонстративно нарушать правила поведения, не вполне корректным образом обсуждать слова или поведение людей, отстаивать свою точку зрения, даже если не совсем уверены в ее правильности. Все подростки стремятся приобрести качества, свойственные взрослому человеку, зачастую слепо подражая своему «кумиру». Современная ситуация развития характеризуется и тем, что на формирование потребностей подростков большое влияние оказывает общение, большая часть которого сегодня «ушла» в интернет. Именно поэтому взрослым важно знать, какие информационные ресурсы интересуют подростка. В этом возрасте возрастает подверженность влиянию и со стороны сверстников. Если у ребенка заниженная самооценка, то он не хочет оказаться «белой вороной», это может выражаться в боязни высказывать свое мнение. А молодые люди, не имеющие своего мнения и не обладающие навыками самостоятельного принятия решений, оказываются «ведомыми» и совершают какие-то поступки, часто противоправные, «за компанию» с другими, более сильными психологически и физически.
С 15 лет мы говорим о юности. В силу возрастных особенностей развития молодежь в этот период очень уязвима относительно воздействий СМИ, лидеров, авторитетов, идей. Знание этих особенностей необходимо как родителям, так и педагогам. Юношеский период отличается от всех остальных ощущением свободы выбора, поиском индивидуального пути развития, формированием собственного взгляда на жизнь. В этом возрасте отмечается бурное увлечение новыми идеями, делами, людьми. Однако в период ранней юности еще не сформировано цельное восприятие окружающего мира, а мировоззрение ненадежно и малосодержательно. Если у молодого человека недостаточно сформирован интеллект, ответственность, целеустремленность, еще проявляется инфантильность, то развитие может пойти по негативному сценарию (алкоголизм, наркотики, бунт и т.д.). В этот период особенно необходима взвешенная поддержка со стороны взрослых, помощь семьи, которая выражается в совместном и всестороннем рассмотрении различных альтернатив одной и той же ситуации или проблемы. При этом молодые люди должны четко осознавать свою ответственность за правильность выбора своих действий, от которого, возможно, будет зависеть вся их дальнейшая судьба.
Права подразумевают ответственность
– По закону родители имеют много прав. И обязанностей! – напоминает заместитель начальника главного управления по образованию Могилевского облисполкома Ирина Кускова. – Причем это прописано на законодательном уровне. Родители или лица, их заменяющие, имеют право и обязаны воспитывать детей, заботиться об их здоровье, развитии и обучении. Ребенок не должен подвергаться жестокому обращению или унижению, привлекаться к работам, которые могут нанести вред его физическому, умственному или нравственному развитию. Согласно статье 67 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье родители, опекуны, попечители несут ответственность за ненадлежащее воспитание и содержание детей в соответствии с законодательством. Воспитание и содержание ребенка признаются ненадлежащими, если не обеспечиваются права и законные интересы ребенка, в том числе если ребенок находится в социально опасном положении, под которым понимается обстановка, при которой родители (законные представители) злоупотребляют своими правами и (или) жестоко обращаются с ним либо иным образом ненадлежаще выполняют обязанности по воспитанию и содержанию ребенка, в связи с чем имеет место опасность для его жизни или здоровья.
В соответствии с Кодексом родители, воспитывая детей, обязаны заботиться об их здоровье, физическом, умственном и духовном развитии, приобщать их к посильному труду и готовить к самостоятельной жизни. Нарушение прав и законных интересов ребенка влечет ответственность, предусмотренную законодательными актами РБ, в том числе Декретом Президента №18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» (от 24.11.2006 г.), в соответствии с которым дети подлежат государственной защите и помещению на государственное обеспечение в случае, если установлено, что родители (единственный родитель) ведут образ жизни, оказывающий вредное воздействие на детей либо иным образом ненадлежаще выполняют свои обязанности по воспитанию и содержанию детей, в связи с чем они считаются находящимися в социально опасном положении.
В заключение хочется отметить, что любая борьба, вне зависимости от целей, принципов и убеждений, должна быть осознанной и осознаваемой. И человек, в нее вовлеченный, должен нести полную ответственность, включая административную, только за себя. А, как известно, она наступает с определенного возраста. Во всех остальных случаях ответственность несут родители. Поэтому всегда особенно тревожно наблюдать за ситуацией, в которую втягиваются малыши, чья «активная гражданская позиция» заключается лишь в том, чтобы вытребовать у мамы с папой максимальное количество времени для просмотра мультиков. Дети постарше в основной своей массе относятся ко всему «взрослому», как на рэп-баттлах – «дайте шума», и «хайпанем» назло «хейтерам». Только вот мирно разойтись после «баттла» в реальной жизни не всегда получается.
Берегите детей и себя. Ведь, по сути, родители, их благополучие зависит от вас.
Источник: Газета «Могилевские ведомости»
В тему
Что чувствуют дети, когда видят маму в расстроенном состоянии или агрессию по отношению к ней?
Алина, 7 лет:
– Мне иногда бывает страшно, что с мамой может что-нибудь случиться, ведь она мой самый дорогой и любимый человек на земле. С ней мне тепло и хорошо, я знаю, что она меня понимает, любит, всегда защитит. Я даже не могу себе представить, как ее может не быть рядом со мной. Знаю, что есть дети, у которых мамы нет – мы однажды ездили поздравлять их на праздник, и я их очень жалею. Мне кажется, это как жить в пустом доме, где неуютно и холодно.
Артем, 6 лет:
– Когда я вижу, как мама плачет, мне больно. Мне тогда ничего не интересно, хочется только, чтобы мама снова была веселой. Бывает, она расстраивается из-за меня, тогда я знаю, что могу попросить прощения и сделать что-то хорошее для нее. А бывает, она из-за чего-то плачет, но делает вид, что все хорошо. Но я же все равно вижу, что ей плохо. И мне тогда тоже плохо.
Станислав, 8 лет:
— Мне рассказывали, что когда я был маленький, если мама с папой ругались и мама плакала, то я набрасывался на папу с кулаками, пытаясь защитить ее. Когда вырасту, я не дам ее в обиду никому. Хотя иногда я сам хулиганю, и мама обижается на меня, но при этом я не хочу обидеть ее и расстроить.
Настя, 8 лет:
– Мама – мой самый дорогой в мире человек. Если она расстроена, я стараюсь сделать хоть что-то, чтобы порадовать ее. Когда я вижу, что она плачет, мне хочется защитить ее, обнять и пожалеть, и у меня сами собой накатываются слезы. Я не хочу, чтобы мамочка обижалась, и тем более, чтобы ее кто-то обижал.