Особенности перевозок пассажиров, или Нечестный бизнес

Поделиться:

Основные принципы осуществления пассажирских и грузоперевозок в нашей стране закреплены Законом «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках». 2 года назад внесённые изменения в данный документ вызвали возмущение сотен белорусов, которые осуществляли частные международные перевозки.

Предполагалось, что изменения закона нацелят водителей отправляться в рейс с вокзала, заключать договоры с операторами, ездить по утверждённому графику и маршруту. Но, как показывает практика, не все маршрутчики до сих пор научились работать по новым правилам. Некоторые перевозчики продолжают работать по старинке, при этом не только нарушают закон, но и подвергают опасности пассажиров. Как действительно должны работать перевозчики и почему высказывание «правила созданы для того, чтобы их соблюдать» в этом случае не работает, разбиралась корреспондент Наталья Тихановская.

Закон Республики Беларусь «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках» действует с 2007 года. В 2018 году он был обновлён. Новые дополнения документа предполагали создание комфортных и безопасных условий для пассажиров, а также более прозрачную работу перевозчиков. Но многие частные междугородние маршрутчики почему-то восприняли эти изменения в штыки, утверждая, что перевозчиков хотят «задавить» и эти что новшества ущемляют их права. Но так ли это на самом деле?

Регулярные и нерегулярные перевозки

Сегодня под обозначение нерегулярных поездок попадает транспортировка туристических, служебных групп, свадеб, корпоративов, перевозка пассажиров к месту работы, учёбы.

Особенности перевозок пассажиров, или Нечестный бизнес

Согласно Декрету №7 «О развитии предпринимательской деятельности» заниматься автомобильными перевозками в нерегулярном сообщении могут субъекты хозяйствования, предоставившие письменное уведомление в местный исполнительный и распорядительный орган о начале своей деятельности. При этом получать лицензию на осуществление деятельности в области автомобильного транспорта не нужно.

А вот чтобы заниматься частными перевозками в регулярном сообщении в соответствии с законодательством необходимо иметь лицензию, которая давала бы право осуществлять деятельность в области автомобильного транспорта и заключать договоры об организации автомобильных перевозок пассажиров в регулярном сообщении по маршруту с оператором автомобильных перевозок пассажиров по указанному маршруту. Такой документ могут выдать в Министерстве транспорта и коммуникаций.

— Стоит отметить, что на каждый маршрут городских, пригородных, междугородных перевозок пассажиров в регулярном сообщении, частник должен иметь паспорт маршрута, — рассказывает начальник отдела экономики райисполкома Светлана Матвеенко. — Для тех, кто выполняет нерегулярные перевозки, такой документ не нужен. Маршрут перевозки в таком случае определяется в договоре фрахтования. Изменения в него могут вносить только заказчики данной автомобильной перевозки. Конечно же, и перевозка автомобилями-такси выполняется по тому маршруту, который указывает пассажир. К слову, в нашем районе сегодня зарегистрировано 2 субъекта хозяйствования, которые выполняют перевозки пассажиров в регулярном сообщении и 9 субъектов — в нерегулярном сообщении.

Вне закона

Закон для осуществления частных перевозок есть, но выполнять его спешат немногие. А всё потому, что пассажирские перевозки — сверхприбыльный бизнес. И каждый норовит найти лазейку и урвать свой кусок. Так, некоторые маршрутчики под видом нерегулярных осуществляют регулярные перевозки по тем же маршрутам, по которым ездят зарегистрированные частники. Да, работа первых не привязана к расписанию и в рейс они могут отправиться в любое время. Но чаще всего это происходит за 10-20 минут перед отправлением регулярного перевозчика. А это уже нелегальный бизнес! И как утверждают специалисты, нелегалы не только нарушают закон, но и создают недобросовестную конкуренцию.

Особенности перевозок пассажиров, или Нечестный бизнес

— За подобные действия (выполнение регулярных перевозок пассажиров под видом нерегулярных) без получения специального разрешения частные перевозчики могут быть привлечены к административной ответственности, — отмечает начальник регионального отдела контроля автомобильного транспорта г. Кричева Михаил Бузыкин. — Согласно части 1 статьи 12.7 Кодекса РБ об административных правонарушениях, за нарушение закона предусмотрен штраф для индивидуального предпринимателя от 10 до 200 базовых величин. При этом им грозит конфискация до ста процентов суммы дохода, полученного в результате такой деятельности. Юридические лица в подобном случае наказываются штрафом до 500 базовых величин. У них также конфискуют до ста процентов суммы дохода, полученного в результате такой деятельности.

Менять или взывать к совести

Проблемы в сфере пассажирских автоперевозок есть, и они очевидны. Таксисты и субъекты, выполняющие перевозки в нерегулярном сообщении, всеми способами пытаются обойти действующее законодательство, при этом нарушая предъявляемые к водителям требования по оформлению авто-, организации перевозок. Они также создают нездоровую конкуренцию с теми, кто работает по правилам.

Ещё в начале прошлого года, по данным национального правового интернет-портала Республики Беларусь Pravo.by в Министерстве транспорта и коммуникаций обнародовали Комплексный план мер по наведению порядка в этой сфере. Но эти меры не являются сводом обязательных норм, а лишь вынесены для обсуждения. Среди этих пунктов есть вопросы, касающиеся возвращения лицензирования для такси и перевозок в нерегулярном сообщении, усиления ответственности перевозчика за необеспечение требований безопасности, за нарушение требований к оформлению и оснащению транспортных средств.

Особенности перевозок пассажиров, или Нечестный бизнес

И пока специалисты совместно с представителями ассоциаций ряда автомобильных перевозчиков ищут выходы и пути решения подобных вопросов, для перевозчиков как регулярного, так и нерегулярного сообщения самое время начать уважать друг друга, не думать, как побыстрее набить свои кошельки, а позаботиться о комфорте и безопасности пассажиров, которые приносят им доход.

Все фотографии, используемые в данном материале, носят иллюстративный характер и взяты из открытых источников.