Музей в чемодане. Посмотрите, как необычно школьники из СШ №2 г. Мстиславля изучают народные ремёсла

671
Поделиться:

Современных школьников не так легко увлечь историей. Но если предложить что-то увлекательное и познавательное, то они обязательно с интересом будут узнавать неизвестные им истории о забытых музейных артефактах. Поэтому проект учителя истории СШ №2 Ольги Щепило «Музей в чемодане» пришёлся по душе каждому участнику.

— Мы поставили перед собой цель познакомить ребят с историей белорусских ремёсел и вещей повседневного быта наших предков, — рассказала Ольга Щепило. — Реализовать проект мне помогли ученицы восьмого класса Ангелина Раевская и Кристина Морозова.

Музей в чемодане. Посмотрите, как необычно школьники из СШ №2 г. Мстиславля изучают народные ремёсла

Чтобы познакомить школьников с историей, была придумана следующая концепция. В старинный чемодан, который сам по себе так же является артефактом, помещались три интересных музейных вещи. Для каждого класса — разные.

— В отличие от посещения музея, где их трогать нельзя, наши экспонаты можно не только взять в руки, но и понять принцип их действия, — рассказала Ольга Щепило. — Ангелина и Кристина приходили в любой класс, открывали наш секретный чемодан и рассказывали ребятам о каждой вещи и о том, что это ремесло значило для белорусов в прошлом. Такой способ знакомства с историей для ребят близок, понятен и запоминается на долгое время.

Музей в чемодане. Посмотрите, как необычно школьники из СШ №2 г. Мстиславля изучают народные ремёсла

Так ребята узнавали о ткачестве, а также о той разнообразной символике, которую закладывали наши предки в орнамент белорусских рушников.
— Их создание было важной частью жизни белорусов несколько веков назад, поэтому в те времена активно развивалось ткачество и вышивка, — отмечает педагог. — Мы много раз видели рушники в музее, но не знали, что они бывают разных видов и каждый имеет своё предназначение.

Например, простой рушник с небогатой вышивкой по краям, который служил бытовым целям, — это утиральник. Красивый рушник, предназначенный для украшения иконы, — это набожник. Кстати, особую роль играл рушник на свадьбах.
В былые времена девушка на выданье вместе со старшими женщинами в семье вышивала много рушников. Они нужны были в качестве приданого, а также ими перевязывали сватов на свадьбе.

Посещая классы, помощницы Ольги Щепило Ангелина Раевская и Кристина Морозова рассказывали ребятам о символике, вышитой на рушнике, а также показывали, как в старину их гладили с помощью рубеля. Ребята могли сами попробовать «поутюжить» рушник, чтобы убедиться, насколько тяжёлым был этот труд для каждой хозяйки.

Музей в чемодане. Посмотрите, как необычно школьники из СШ №2 г. Мстиславля изучают народные ремёсла

— Прежде чем начать реализовывать этот проект в школе, мы сами всё подробно изучили, — поделились девочки. — Было интересно рассказывать ребятам из младших классов об истории создания рушников. Было видно, что детям очень интересно, когда они могли своими руками подержать старинные предметы и использовать их по назначению.

Такой способ в прямом смысле слова прикоснуться к прошлому — один из самых эффективных. Поэтому проект «Музей в чемодане» приобрёл популярность в школе и привлёк учеников к изучению истории своего края.

Фото из архива СШ№2.