Конезавод с 88-летней историей. Есть ли будущее у мстиславских тяжеловозов

1732
Поделиться:

Мстиславский район уникален. Каждый уголок райцентра — это своя история, люди, память. Одна из таких деревень — Лютня. Небольшой населённый пункт с живописными местами и сегодня остаётся у многих на слуху, благодаря конезаводу №120, который появился здесь ещё в 1935 году. Сейчас здесь находится конеферма ОАО «СГЦ «Вихра». 

Важность развития коневодства

История коневодства берёт своё начало с 1930 года. Именно в этом году постановлением Коллегии Наркомзема СССР в Москве был основан Институт коневодства. Благодаря этому событию стали приниматься меры по восстановлению и увеличению конного поголовья, а также был дан мощный импульс к развитию сельского хозяйства и животноводства.

В это же время по приказу легендарного маршала Семёна Будённого по всему СССР стали строиться конные заводы.

В 1935 году на Мстиславщине появился конный завод. Место для его строительства выбрано не случайно. Благоприятные природные условия, река, большое количество хороших лугов и пастбищ.

Конезавод с 88-летней историей. Есть ли будущее у мстиславских тяжеловозов

Когда кипела жизнь

Конезаводов, подобных нашему, по всему Советскому Союзу насчитывалось не более пяти. Здесь, в Лютне, всегда занимались разведением чистокровных красавцев-тяжеловозов. Кони-силачи при союзе были востребованы. Здешние богатыри обрабатывали землю и даже принимали участие во всесоюзных выставках.

Старожилы деревни и сегодня рассказывают историю о местном жеребце Рулете, который установил рекорд на ВДНХ. Кстати, в настоящее время его ещё никто не преодолел. Чистокровному тяжеловесу поддался груз весом более 26 тонн 300 кг. К слову, на конеферме ещё живут потомки рекордсмена.

Конезавод с 88-летней историей. Есть ли будущее у мстиславских тяжеловозов

Табун племенных лошадей в разные годы насчитывал несколько сотен голов. Мстиславские тяжеловозы активно скупались белорусскими хозяйствами, лошадьми интересовались даже за рубежом.

— Первыми предками русской тяжеловозной породы являлись древние ардены, которые проживали в Бельгийских горах, — рассказывает бригадир ОАО «СГЦ «Вихра» Светлана Босенкова. К слову, женщина посвятила 23 года своей жизни работе с лошадьми. — Наши тяжеловозы обладают силой, выносливостью, высокой продуктивностью. Они неприхотливы к условиям содержания и корму. Да и по производительности не уступают небольшому трактору, а по экономии даже превосходят, — говорит она. — В содержании русские «тяжи» неприхотливые и нетребовательные к кормам. На подножном корме обычно набирают полтонны и более.

Конезавод с 88-летней историей. Есть ли будущее у мстиславских тяжеловозов
Летом, например, в такую хорошую погоду, как сейчас, практически все кони пасутся на лугу. На ночь возвращаются в конюшню. В зимний период времени днём лошади отправляются на прогулку, в обед возвращаются в конюшни, а во второй половине дня опять гуляют на свежем воздухе, если позволяют погодные условия. В сильные морозы остаются в деннике. Основной их рацион — овёс и сено, в качестве подстилки используется солома.

Время возрождаться

Актуальность в разведении лошадей в Беларуси оставалась до тех пор, пока на смену живой силе не пришла различная техника. Технический прогресс заметно подорвал работу конеферм. Спрос на лошадей снизился. Не лучшее время в работе настало и у конного завода.

Сегодня интерес к развитию коневодства хоть и невысок, как прежде, но работники конефермы не отчаиваются. Руководство ОАО «СГЦ «Вихра» заинтересовано развивать коневодство.

Конезавод с 88-летней историей. Есть ли будущее у мстиславских тяжеловозов

Я работаю на конюшне уже 23 года, 18 из них в должности бригадира, а начинала конюхом, — рассказывает Светлана Босенкова. — За это время у нас, как говорится, были и взлёты, и падения, но, к счастью, конеферма продолжает свою работу. Сегодня у нас насчитывается порядка 200 голов, из них 16 жеребцов и 102 взрослые кобылицы. В этом году появились 47 жеребят. Для нас это немаленькая цифра. И если смотреть в динамике, то поголовье в сравнении с прошлым годом растёт.

Конезавод с 88-летней историей. Есть ли будущее у мстиславских тяжеловозов

Как рассказали в ОАО, спрос на тяжеловозных лошадей хоть и небольшой, но всё же есть. Как правило, их покупают некоторые хозяйства, обращаются сюда и частники, покупая лошадей для своих нужд.

За этот год мы уже продали 10 голов, а ещё планируем 25. В прошлом году — 40, — отмечает бригадир сельхозпредприятия.

Кроме того, мстиславские тяжеловозы продолжают принимать участие в различных сельскохозяйственных выставках.

Работа на конеферме кипит каждый день. Трудятся здесь те, кто поистине любит свою работу. Светлана Босенкова отмечает, что рабочих рук всё же не хватает.

Конезавод с 88-летней историей. Есть ли будущее у мстиславских тяжеловозов

Конезавод с 88-летней историей. Есть ли будущее у мстиславских тяжеловозов

На конеферме работает семь человек. Рассматривается вопрос увеличения нашего коллектива, — рассказывает женщина. — Конечно же, хотелось бы, чтобы на работу к нам пришли молодые люди, которые любили бы эту работу и были нам достойной сменой.

Работники уверены, что с приходом нового руководителя Романа Быкова будущее в развитии коневодства есть.

Роман Михайлович — хозяйственный и ответственный человек. С его приходом в нашей работе многое изменилось. Благодаря ему мы смогли пережить трудные для нас времена. Сегодня ветврачи вовремя обследуют лошадей, у нас нет проблем ни с медикаментами, ни с кормовой базой. По мере возможности ведётся и ремонт конюшен, — говорит Светлана Босенкова.

К каждой лошади свой подход

К каждой лошади, которая сегодня содержится на конеферме, у конюхов свой подход. Они привыкли к нраву и характеру животных, знают всех их по кличкам. К слову, клички лошадям дают всем коллективом.

Конезавод с 88-летней историей. Есть ли будущее у мстиславских тяжеловозов

Конезавод с 88-летней историей. Есть ли будущее у мстиславских тяжеловозов

У нас с этим строго. Имена животным присваиваем в первый день рождения. Обязательное условие, чтобы в начале и середине слова присутствовали буквы имён их родителей. Заботимся о них как о детях, — с улыбкой рассказывает Светлана Владимировна.

Конезавод с 88-летней историей. Есть ли будущее у мстиславских тяжеловозов

Во время подготовки материала в печать, бригадир провела экскурсию по конеферме. Увидев, с каким трепетным отношением конюхи и бригадир относятся к тяжеловозам, напрашивается вывод, что именно на любви этих людей к лошадям, на их энтузиазме конеферма и держится. Да и все, кто сегодня здесь трудится, посвятил не один год жизни работе с лошадьми, поэтому уже интуитивно понимают и язык любимых животных, а это один из главных факторов развития коневодства.

Сегодня наша главная задача — сохранить поголовье и продолжить селекционную работу. Думаем, это реально, так как руководство сельхозпредприятия нас во всём поддерживает, — говорят работники конефермы.

Фото Натальи Манусовой.