Экскурсии и путешествия по родному краю играют важную роль в гражданско-патриотическом воспитании школьников. Эту форму работы широко используют в Селецкой средней школе Мстиславского района.
Педагоги учреждения образования применяют уникальные возможности экскурсионной деятельности в организации образовательного процесса. Поездки, в которые они вовлекают ребят, позволяют расширять горизонты, узнавать о родной стране и получать практический опыт.
— Мы любим путешествовать, ведь это прекрасная возможность посетить исторические места, углубить знания по истории, своими глазами увидеть удивительную красоту своей страны, — говорит учащаяся 11 класса Виктория Лазарева. — Одно дело, когда на уроках истории или воспитательном мероприятии, например, рассказывают о Хатыни, и совсем другое посетить этот трагически-известный уголок нашей земли.
— За небольшое время селецкие ребята посетили Курган Славы, Хатынь, Буйничское поле, Музей истории Великой Отечественной войны. Каждое подобное место напоминает потомкам об ужасах и зверствах войны. Особо впечатлил ребят памятный знак, посвящённый памяти убитых во время немецкой оккупации пациентов Могилёвской областной психиатрической больницы, — отметила учитель русского языка и литературы Елена Карпина. — Детям рассказали, что тогда около 1500 больных людей буквально задохнулись в своих палатах, наполненных окисью углерода. Они долго стояли у памятника, где в чёрном пространстве — фигура больного человека, который тянется к окну, ловит спасительный глоток воздуха, но силы быстро покидают его… Кстати, на памятнике есть очень меткая надпись: «Кто забывает своё прошлое, тот обречён на его повторение».
Незабываемой для ребят стала экскурсия в посёлок Красный Берег Жлобинского района Гомельской области, где посетили мемориальный комплекс «Детям — жертвам войны». Здесь в 1944 году нацисты создали крупный пересыльно-накопительный концлагерь. В нём содержались дети в возрасте от 8 до 14 лет, которых использовали в качестве доноров крови для немецких солдат.
— Меня очень тронуло письмо 15-летней Кати Сусаниной, которая побывала в немецком плену, — делится впечатлениями от поездки семиклассник Максим Шматов. — Страшно подумать, какие зверства чинили над детьми фашисты. Письмо Кати написано на импровизированной школьной доске, а экскурсовод его читала нам наизусть. Такое умение экскурсовода общаться с экскурсантами показало мне, какими замечательными могут быть люди разных профессий!
При посещении Жиличского исторического комплекса-музея подростка впечатлила архитектура этого уникального дворца, богатая лепнина. Об этом он с увлечением рассказывал дома родителям.
По словам педагогов школы, многие ребята, побывав на экскурсии в малых агрогородках, небольших районных центрах, тут же начинают рассказывать о своей малой родине, стараясь показать её позитивные стороны. Так у них родился экскурсионный маршрут «К истокам душой прикоснусь», который включает в себя посещение места гибели дружинного героя Юрия Дубеларя, Онуфриевского монастыря, школьного этнографического музея «Вытокі».
Фото из архива школы.