
15 марта — День потребителя. В этом году он проходит под лозунгом: «Потребитель в центре внимания: от баланса интересов к справедливому решению споров». Тема эта значимая в нашем государстве и призвана привлечь внимание общества к проблемам взаимодействия потребителей и продавцов. Что важно об этом знать, рассказала заведующий юридическим сектором Мстиславского райисполкома и уполномоченный по защите прав потребителей Ольга Бущенко.
— Ольга Викторовна, на что имеет право потребитель?
— Права потребителей — это гарантия на получение безопасного продукта. Эта безопасность должна обеспечиваться не только в момент покупки, но и на протяжении всего срока использования, а также при утилизации товара. Она касается не только текущего состояния здоровья покупателя, но и его будущего, включая наследственные аспекты, репутацию и возможности. Это же касается и наличия точной информации о характеристиках товара или услуги. Сокрытие этого — уже нарушение. Кроме того, права потребителей четко определяют обязанности ответственных сторон — производителей, продавцов и других участников рынка. Они обязаны компенсировать
стоимость некачественного товара, а также возместить ущерб.
— Кто защищает покупателя, который приобрёл некачественный товар?
— В нашей стране потребителя защищает государство, местные органы власти, общественные институты. Защищать права потребителей могут также различные государственные органы в соответствии со своей компетенцией. Например, если нарушены права в сфере образовательных услуг, то нужно обращаться в Министерство образования. В области перевозок автомобилями такси — в Министерство транспорта и коммуникаций и т.д.
— А куда можно обратиться в нашем районе за помощью?
— Сразу отмечу, что в случае нарушения прав при приобретении товара или оказании услуги вы должны изначально обратиться к продавцу либо исполнителю услуги, написать заявление (претензию). Также можно оставить жалобу в книге замечаний и предложений. Если ваши требования не удовлетворены, вы имеете право обратиться в райисполком. Здесь рассмотрят ваше обращение в соответствии с законодательством. Окажут юридическую помощь по вопросам защиты прав потребителя. Кроме того помогут в составлении искового заявления в суд. К слову, за последние два года
мстиславчане за такой помощью в райисполком не обращались.
— А если дело всё-таки доходит до суда?
— Любой потребитель может обратиться в суд за защитой своих прав, если не удалось решить вопрос в перечисленных инстанциях. Потребители освобождены от государственной пошлины при подаче искового заявления в суд в защиту своих прав. Когда правота потребителя признана судом и подтвержден факт нарушения прав, суд, помимо прочего, взыскивает с нарушителя штраф в размере 100 % суммы, присужденной в пользу потребителя.
— Какой бы вы совет дали мстиславчанам?
— Главное — изучите свои права, как покупателя. Это позволит избежать конфликтных ситуаций. Приведу пример. Когда у покупателя даже через полгода проявился недостаток в товаре, он приходит к продавцу, а тот ему, отказывает из-за того, что прошло 14 дней. Но это не так. Срок в 14 дней установлен для того, чтобы потребитель мог по определённым условиям вернуть качественный товар. Если он, допустим, решил, что он ему не подходит. Некачественный товар может быть сдан в течение гарантийного срока. В отношении товаров, на которые гарантийные сроки или сроки годности не установлены либо составляют менее двух лет, потребитель вправе предъявить требования продавцу (изготовителю, поставщику, представителю). Если недостатки обнаружены в течение двух лет со дня передачи таких товаров, а в отношении недвижимого имущества — в течение трёх лет со дня его передачи продавцом потребителю. Будьте внимательны к своим покупкам и изучайте законы.
А какие новые туруслуги предложат в районе, читайте здесь.
Фото из архива.