Дань уважения предкам. Как Пётр Мстиславец стал основателем национальной письменной культуры

148
Поделиться:

Памятник Петру Мстиславцу.

6 сентября 2020 года в Белыничах пройдёт XXVІІ День белорусской письменности. Он учреждён в 1994 году и проводится для популяризации лучших традиций национальной культуры, печатного слова, духовности белорусского народа. Большой вклад в развитие письменности внесли знаменитые личности, выходцы из Мстиславщины.

Среди них — наш земляк Пётр Мстиславец (Тимофеев), который создал фундамент национального образования и письменности. Он родился в начале XVI века в городе Мстиславле. Летописи сообщают, что Пётр учился у Франциска Скорины. Возможно, именно этот факт привёл его в Москву и помог найти работу в Печатном доме Ивана Фёдорова.

Развитие русской литературы и письменности, интереса русской культуры требовали распространения печатного дела.

В 1564 году вместе с дьяконом Иваном Фёдоровым, Пётр Мстиславец напечатал первую, точно датированную русскую печатную книгу «Апостол», или «Деяния Апостольские и послания соборные и святого Апостола Павла послания». Это было первое печатное слово в России.

Дань уважения предкам. Как Пётр Мстиславец стал основателем национальной письменной культурыНесмотря на то, что печатное дело появилось в России за десяток лет до того, как Иван Фёдоров и Пётр Мстиславец издали свою первую книгу, именно они смогли организовать его на новом уровне и обеспечить русским печатным книгам невиданное ранее качество. Работа над книгой велась в течение года. Она была начата 19 апреля 1563 года и закончена 1 марта 1564 года. Столь долгое время объясняется тем, что для напечатания «Апостола» необходимо было отлить шрифт, а также изготовить оборудование. Долгое время заняла и подготовка книги «Апостол». Этот первенец русской печати состоит из 267 листов в 25 строк на каждой странице. Он отпечатан с разными украшениями, с рисунком, где изображён евангелист Лука.

Творчески переработав орнаментные приёмы школы Феодосия Изографа (ведущего оформителя русской рукописной книги) в книге сделаны богатые заставки каждого раздела, красочные виньетки в верхней части страниц, буквицы — инициалы. В 1565 году было выпущено два издания «Часовника». Эта книга стала самой распространённой в то время учебным пособием, по ней учились грамоте многие поколения россиян.

Дань уважения предкам. Как Пётр Мстиславец стал основателем национальной письменной культуры
Николай Малиновский со своей дипломной работой — памятником Петру Мстиславцу.

Успешная деятельность Петра Тимофеевича и Ивана Федорова, несмотря на поддержку самого государя, вызвала если не сопротивление, то явное осуждение книжников, считавших кощунством механическое воспроизведение священных текстов печатного станка. Всё это было причиною того, что первых печатников обвинили в ереси и волшебстве.

В 1566 году под давлением общественного мнения Пётр Мстиславец и Иван Фёдоров уезжают в Литву, где были торжественно встречены Польским королем и великим князем литовским Сигизмундом II Августом. Их типография, получившая название «друкарня», разместилась в городе Заблудове во владениях гетмана Великого княжества Литовского Григория Александровича Ходкевича, известного покровителя православного просвещения в Речи Посполитой. Для поддержания Православной церкви, защиты белорусской народности гетман содействовал напечатанию богослужебных книг на славянском языке. Над первой книгой первопечатники трудились больше 8 месяцев. 17 марта 1569 года в свет вышло «Евангелие учительное».

В полиграфическом и редакционном отношении заблудовское Евангелие учительное не многим отличается от московских изданий. Новым элементом является заглавный лист, которого не знала рукописная и московская старопечатная книга. В книге было 400 страниц. Евангелие издаётся большим тиражом, продаётся в ВКЛ, часть его тиража распространяется в московском государстве.

После Заблудова Мстиславец расстаётся с Фёдоровым и летом 1569 года переезжает в Вильно, где при помощи и на средства богатых горожан Ивана и Зиновия Зарецких, а также православных купцов Кузьмы и Луки Мамоничей создаёт новую типографию. Там он выпустил три книги: «Евангелие» (1575 г.), «Псалтырь» (1579 г.) с гравированными на дереве фронтисписом («Царь Давид»), многочисленными заставками и буквицами и «Часовник». Специально для новых книг наш земляк разработал новый шрифт. «Евангелие» и «Псалтырь» снабжены послесловиями.

Также Мстиславцем напечатано «Четвёртое Евангелие», в котором помещены цельностраничные гравюры с изображениями евангелистов. Здесь была введена буква «Г». Эта азбука стала началом, так называемых евангельских шрифтов, которые в последующей церковной печати устраивались по её образу.

Впоследствии к «Евангелию напрестольному», отпечатанному в виленской типографии Мамоничей, славный сын Мстиславщины обращается к потомкам: «Но мовим вы, и нас не забывайте трудившэхся, многогрешного Петра Тимофеева сына Мстиславца, але и тому мещитеулонки даровании ваших духовных, и здалечястоящуиалгущу ангельского хлеба и жаждущу духовного сего пива…», отмечая значение не только своего труда, но и роль книг в духовном возрастании и воспитании каждого человека.

Дань уважения предкам. Как Пётр Мстиславец стал основателем национальной письменной культуры
Реконструкция изготовления оттисков на печатном станке.

В 1576 году начались гонения православных и их культуры. Купцы Мамоничи вынуждены отказаться от торговли книгами Петра Мстиславца, что привело их к судебной тяжбе в Виленском городском суде. В результате судебного разбирательства он остался с типографией, но совершенно без денег. О дальнейшей судьбе нашего земляка сведений не сохранилось. Скончался Пётр Тимофеев Мстиславец после 1577 года.

Фото из архива.