Мой дед Иван Егорович в ответ на чью-нибудь жалобу, что плохо живётся, любил говорить: «Не видели вы горя. За горем послали». Он был участником Гражданской и Великой Отечественной войн, пережил коллективизацию. Поэтому, наверное, знал, что говорил. Если добавить, что он и его братья и сёстры в начале прошлого века остались круглыми сиротами и их растил дед, то он уж точно знал, что такое горе.
О чём же тогда горюем сегодня мы? Если не брать в расчёт тяжёлую болезнь или потерю родных и близких, то какое горе по большому счёту может быть у наших современников?
В магазинах, как частных, так и государственных, хватает всего. И промышленных товаров, и продовольственных. Выбор огромный. В связи с последними мировыми событиями некоторые из нас кинулись за солью, спичками. Но всё в продаже есть. Ничего с полок не исчезло.
Предприятия работают, транспортные услуги оказываются, социальная сфера, бесспорно, одна из лучших на постсоветском пространстве. Зарплата, пенсии, пособия выплачиваются регулярно.
Мы, простите, уже не знаем, что надеть на себя и во что нарядить ребёнка, перебираем продукты на полках магазинов для себя и не знаем, какой вкусняшкой завлечь детей.
В шкафах, как шутила одна известная юмористка, задние стенки отваливаются. Сезон, два, из моды вышло и носить уже не будем. В шкаф или на свалку.
Не понимаем бабушек, которые подаренные внуками фланелевые халаты или полотенушки бережно складывают на полочки, а пользуются старыми. Порой норовят ещё подлатать, заштопать. И коробку конфет, преподнесённую им на праздник, припрячут «до гостей». Они помнят, какой ценностью для них был новый платок или отрез ситца на кофточку. Они знают, что такое голод, который заставлял весной собирать мёрзлую картошку на колхозных полях, соцветия лебеды, щавеля, чтобы добавить в горсть муки и испечь хлеб. Как ходили босиком в школу до самых заморозков километров за пять-семь. Ни о каком подвозе, обедах и завтраках и речи не шло. Удивлению моего внука не было предела, когда прабабушка, моя мама, рассказала ему, что у неё для уроков рисования был всего один цветной карандаш. Она уже и не помнит, синий или зелёный. У её одноклассников тоже было по одному-два карандаша. Все делились друг с другом. Зато педагогам не нужны были никакие проекты по воспитанию коллективизма и товарищества у детей…
Уже выросло целое поколение, которому неведомо слово «блат», который когда-то был пресловутым.
Конечно, очень трудно было в первые послевоенные десятилетия, пока не восстановили промышленные предприятия, не оснастили сельское хозяйство техникой. Это позволило обеспечить товарами первой необходимости, продуктами питания. И люди умели радоваться, чувствовать себя счастливыми.
А сегодня горе, что не хватает денег на Бали или Мальдивы (Турция, Греция уже надоели), норковую шубку, колечко с бриллиантом… В этот список можно добавить люксовое авто премиум-класса, еженедельный поход в ночной клуб, ананасы, омары и сыр Дорблю на завтрак, а ужин непременно в ресторане…
Другим хочется хотя бы новую куртку и ботинки с местного рынка, оливье с варёной колбасой и отдых в виде пикника с шашлыком в ближайшем лесу или на берегу водоёма… Но и это не всегда получается.
У всех запросы, понятное дело, разные. Чаще всего люди жалуются на нехватку средств. При этом мы забываем о многих других ценностях, которые намного дороже путешествия по «заграницам», брендовой одежды из модного бутика и развлечения в престижном заведении.
Нет, я абсолютно не против и путешествий, и красивой одежды, и вкусной здоровой еды, и возможности отдохнуть или посвятить время любимому хобби..
И кто у нас раздетый, голодный, кто трудится 24 на семь так, что не остаётся времени на отдых, семью, друзей?
Мы не ценим то, что имеем. В больших городах и малых обеспечивается правопорядок. Родители спокойно отправляют детей в садики и школы. По первому звонку к нам мчится скорая.
Государство заботится о тех, кому нужна помощь и берёт на себя ответственность по содержанию домов-интернатов для людей с инвалидностью, стариков, поддерживает многодетные семьи.
А ещё мы почти восемьдесят лет живём в мирной стране. И это, согласитесь, самое дорогое из всех благ. С ним несоизмерима невозможность съездить в круиз, купить шмотки известных фирм, обустроить дом под «евро»…