
Как клиенту правильно покупать у самозанятого мастера и избегать проблем? Об этом рассказывают представители налоговых органов.
Самозанятые специалисты сегодня делают нашу жизнь удобнее: ремонтируют, шьют, преподают, создают уникальные вещи. Выбор услуг большой — законодательством разрешено 83 вида деятельности.
Но как обезопасить себя, особенно если работа дорогая и сложная? Главное, нужно знать, что есть два типа самозанятых.
Плательщики налога на профессиональный доход (НПД) обязаны формировать чек в мобильном приложении.
Плательщики единого налога не обязаны выдавать вам никаких платёжных документов.
Совет №1: Всегда получайте чек от плательщика НПД
После оплаты услуги обязательно потребуйте у мастера электронный чек,сформированный через приложение «Налог на профессиональный доход». В нём должна быть указана полная сумма, которую вы заплатили.
Почему это важно? Это ваш главный документ, подтверждающий факт оплаты и оказания услуги. Для дорогих работ (например, ремонт или кладка камина) чек становится ключевым доказательством.
Совет №2: На большие суммы заключайте письменный договор
Что делать? Если стоимость услуги превышает 10 базовых величин (это 420 рублей в 2025 году), лучше заключить простой письменный договор. Не стесняйтесь предложить это мастеру.
Почему это важно? По закону (Гражданский кодекс РБ, ст. 162) такая форма сделки обязательна. Если что-то пойдёт не так (например, камин будет дымить), а договора нет, вы не сможете в суде ссылаться на свидетельские показания. Только письменный договор будет надежным доказательством ваших договорённостей.
Важный нюанс: для плательщиков НПД чека может быть достаточно. Закон допускает, что сделки, расчёт по которым прошёл через приложение НПД, могут считаться заключёнными и без отдельного письменного договора. Чек в этом случае подтверждает сделку.
Налоговики подчёркивают: добросовестному мастеру нечего бояться. Он, как правило, не отказывает в заключении договора на крупную сумму. Если же он против, то у вас всё равно остаётся чек.
Эти простые правила не мелочь. Они помогают выстраивать чёткие и честные отношения с исполнителями, защищают ваши права и избавляют от лишних поводов для жалоб.
Также читайте: «Цены на ритуальные услуги: что изменится с 3 октября».











