Педагоги из Мстиславля совершили образовательный тур по учреждениям образования Эстонии, Финляндии и Швеции

5
Поделиться:

Группа белорусских педагогов в рамках программы «STEM-обучение и обучение на основе феноменов, как инновационные ресурсы в образовательных практиках и профориентационной работе в странах Балтии и Скандинавии», совершила образовательный тур по учреждениям образования Эстонии, Финляндии и Швеции.

В составе группы были: директор районного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Светлана Титова, директор средней школы №2 г. Мстиславля Елена Веркеенко и директор Мазоловской школы Татьяна Сведомская.

Основной целью поездки было знакомство с феноменом финского и эстонского образования, так как согласно международным исследованиям авторитетной организации PISA финские и эстонские школьники демонстрируют один из самых высоких в мире уровень знаний.

Первое учреждение образования, которое посетили белорусские педагоги, был New Nordic School в финском городе Эспоо. New Nordic School готовит детей к миру, который требует от них творческого, инновационного решения проблем. Детей поощряют и поддерживают, чтобы они могли учиться и делиться своими знаниями различными способами, будь то технология, искусство, ремесло, танцы, письмо и т. д. Учебная программа основана на знаменитой финской системе образования и интегрирована с лучшими педагогическими практиками со всего мира. Дети имеют возможность учиться в своём собственном темпе с помощью персонализированного обучения.

Педагоги из Мстиславля совершили образовательный тур по учреждениям образования Эстонии, Финляндии и Швеции
Работают там педагоги-новаторы. У каждого из них есть опыт работы в образовательных системах разных стран: Великобритании, США, Китае, Сингапуре, Индии. Взяв всё самое лучшее из этих систем, они приехали в Финляндию и запустили здесь образовательную программу на всех уровнях образования.

Затем мы посетили муниципальную начальную школу в Швеции, в пригороде Стокгольма. В школе есть директор по развитию. Одна из основных задач коллектива — сбор, обмен, создание и оптимизация деятельности STEM для возрастных групп 6-12 лет для изучения математики в школе.

Из Швеции мы обратно вернулись в Финляндию в город Эспоо, где посетили университет Аалто. Университет высоко ценится как в Финляндии, так и за её пределами. Инфраструктура вуза включает в себя современные научно-исследовательские центры с мощным оборудованием, благодаря чему студенты имеют возможность заниматься полноценными научными исследованиями. Университет запустил программу Junior, которая позволяет учиться здесь и школьникам. Преподаватели создают оптимальную среду для детей, которые стремятся овладеть знаниями. Вуз предоставляет им возможность для обучения и проведения исследований. Здесь можно было увидеть сочетание науки, искусства и технологий. И, разумеется, один из основных подходов, который используют в университете для работы со школьниками, — STEM. Здесь стремятся, чтобы все задания были прикладными, и решали реальные задачи общества.

Педагоги из Мстиславля совершили образовательный тур по учреждениям образования Эстонии, Финляндии и Швеции

Потом на пароме вернулись в Эстонию. Первый образовательный визит был в Таллинскую центральную русскую гимназию, которая основана в 1923 году. Здесь нас ожидало знакомство с замечательным педагогом Людмилой Рождественской. В гимназии её должность называется образовательный технолог. Эта необычная, на наш взгляд, профессия в последние годы в Эстонии стала очень востребованной. Людмила Рождественская одна из тех, кто активно обучает учителей и школьников информационным технологиям.
Из русской гимназии мы отправились в 21 школу г. Таллина. Уже на входе нас встретил замечательный детский хор. Хоровое пение и изобразительное искусство — это визитная карточка этой школы. Картинами учеников увешаны все стены, причём многие из них были нарисованы очень профессионально.

В этом учреждении образования открыта инновационная студия LEGO — самая большая в Балтии, что позволяет реализовывать при помощи новейших технологий и цифровых достижений самые прогрессивные педагогические методы. Здесь учитель выступает в качестве руководителя, предлагающего своим ученикам на выбор проектные работы, связанные с реальной жизнью. Инновационная студия поддерживает созданное в школе новое направление обучения «предпринимательская робототехника». Кстати, этой студией-лабораторией могут пользоваться ещё восемь учебных заведений столицы Эстонии.

Педагоги из Мстиславля совершили образовательный тур по учреждениям образования Эстонии, Финляндии и Швеции

Эстонцы по рейтингу PISA уже обошли финнов, хотя такой задачи себе вообще не ставили, просто делали своё дело. За счёт чего Эстония сделала такой рывок?

Как пояснила Людмила Рождественская, у эстонских школ есть большая самостоятельность в принятии решений. Кроме того, здесь стараются уходить от элитарности школ, рейтингов и т.д. Так, некоторые сельские школы Эстонии оснащены лучше, чем столичные. А самое главное — это учителя и их подход к обучению. Здесь много экспериментируют и стараются осознанно внедрять технологии в жизнь школы и школьников.

Что объединяет все учебные заведения Финляндии, Швеции и Эстонии? Во-первых, все учителя и ученики свободно общаются на английском языке. Во-вторых, ни в классах, ни в школьных коридорах мы не увидели никаких стендов и плакатов. На стенах — результаты детского творчества: рисунки, поделки, проектные артефакты, награды и т.п. В-третьих, школьные классы очень хорошо оснащены технически: компьютеры, проекторы, смартборды, маркерные доски, проигрыватели. Самое главное, что мы там увидели, — все школы для детей, а не для отчётности.

Педагоги из Мстиславля совершили образовательный тур по учреждениям образования Эстонии, Финляндии и Швеции

Так что такое STEM-обучение? Как мы поняли, STEM-подход — это обучение, основанное на исследовании как ведущем типе учебной деятельности, в основе которого — проблемы, вопросы, процессы, продукты. Проект, в котором есть цели, задачи и роли. И ученики — субъекты: самостоятельные авторы, инициаторы, лидеры и члены команды.

В современном обществе мы не можем подготовить детей к будущим профессиям, так как никто из нас не может сказать, какие специальности появятся и будут востребованы в будущем. Поэтому необходимо дать молодёжи умения и знания, которые позволят им добиться успеха в быстро развивающемся обществе.

Александр СЕМЁНОВ,
учитель информатики ГУО «Ходосовская средняя школа».