О порядке обращения граждан и юридических лиц в государственные органы, учреждения и организации

6
Поделиться:

О порядке обращения граждан и юридических лиц в государственные органы, учреждения и организации

О порядке обращения граждан и юридических лиц в государственные органы, учреждения и организации нашему корреспонденту рассказывает прокурор района советник юстиции Владимир ТРИВАЙЛО.

О порядке обращения граждан и юридических лиц в государственные органы, учреждения и организации

— Порядок обращения граждан регламентирован Законом Республики Беларусь «Об обращениях граждан и юридических лиц» от 18.07.2011 г. №300-З (далее — Закон), — отметил Владимир Николаевич. — Согласно ст. 3 Закона граждане Республики Беларусь имеют  право на обращение в организации путём подачи письменных, электронных или устных обращений, а также к индивидуальным предпринимателям путём внесения замечаний и (или) предложений в книгу замечаний и предложений. Юридические лица Республики Беларусь, индивидуальные предприниматели имеют право на обращение в организации путём подачи письменных (за исключением замечаний и (или) предложений, вносимых в книгу замечаний и предложений), электронных или устных обращений.

— Владимир Николаевич, расскажите, пожалуйста, как осуществляется заявителями их право на обращение?

— Осуществление заявителями их права на обращение не должно нарушать права, свободы и (или) законные интересы других лиц. Граждане реализуют право на обращение лично либо через своих представителей. Личное участие граждан при подаче и рассмотрении обращений не лишает их права иметь представителей, равно как и участие представителей не лишает граждан права на личное участие при подаче и рассмотрении обращений.

Например, в 2017 году в прокуратуру Мстиславского района от имени своих родственников обращались граждане в целях защиты их прав. Согласно действующему законодательству гражданам, обратившимся с заявлением и не приложившим к заявлению документ (доверенность), на основании которого лицо, чьи права нарушены, доверяет ему представлять свои права в государственных органах, даётся ответ, что заявление оставлено без рассмотрения.

Письменные и электронные обращения от имени недееспособных граждан подаются их законными представителями. Устные обращения недееспособных граждан излагаются на личном приёме их законными представителями. В организациях проводится личный приём граждан, их представителей, представителей юридических лиц (далее — личный приём). При устном обращении указанные лица должны предъявить документ, удостоверяющий личность. Представители заявителей должны предъявить также документы, подтверждающие их полномочия.

Согласно положению ст. 81 Закона организации, индивидуальные предприниматели имеют право обращаться в суд для взыскания с заявителей расходов, понесённых в связи с рассмотрением систематически направляемых (три и более раза в течение года) необоснованных обращений в одну и ту же организацию, к одному и тому же индивидуальному предпринимателю от одного и того же заявителя, а также обращений, содержащих заведомо ложные сведения.

Жалобы могут быть поданы заявителями в течение трёх лет со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении их прав, свобод и (или) законных интересов.

— Какие сроки установлены для рассмотрения обращения граждан?

— Письменные обращения должны быть рассмотрены не позднее пятнадцати дней, а обращения, требующие дополнительного изучения и проверки, — не позднее одного месяца, если иной срок не установлен законодательными актами. В случае, когда заявитель обжалует в органы прокуратуры решение ОВД об отказе в возбуждении уголовного дела, то срок для проверки жалобы не должен превышать 10 дней.
В случае несогласия с принятым решением, оно может быть обжаловано в вышестоящую организацию или суд.

— Подлежат ли рассмотрению анонимные обращения?

Согласно положению ст. 23 Закона анонимные обращения, то есть обращения заявителей, в которых не указаны фамилия, собственное имя,
отчество (если таковое имеется) либо инициалы гражданина или адрес его места жительства (места пребывания) либо наименование юридического лица (полное или сокращённое) или его место нахождения либо указанные данные не соответствуют действительности, не подлежат рассмотрению, если они не содержат сведений о готовящемся, совершаемом или совершённом преступлении.

— Может ли заявитель обжаловать решение по его обращению?

— При обжаловании постановлений органа, который вправе налагать административное взыскание, заявитель одновременно с подачей жалобы должен оплатить государственную пошлину.

По жалобам, вытекающим из трудовых отношений, хочется разъяснить, что в случае привлечения лица к дисциплинарной или материальной ответственности руководителем предприятия, работник, подвергнутый дисциплинарному или материальному взысканию имеет право обжаловать данный приказ в комиссию по трудовым спорам предприятия. Комиссия должна обращение гражданина рассмотреть в 10-дневный срок и дать ему мотивированный ответ, в котором должно быть указано, согласна ли комиссия с приказом о взыскании, либо нет. В случае несогласия с решением комиссии, гражданин имеет право обжаловать и приказ, и решение комиссии в судебном порядке либо подать жалобу в органы прокуратуры, инспекцию труда.

Гражданам, привлекаемым к административной ответственности за нарушение Правил дорожного движения необходимо знать, что прежде, чем обратиться с жалобой в органы прокуратуры на действия сотрудников ГАИ, постановление начальника ГАИ должно быть обжаловано начальнику ГАИ Могилёвского облисполкома.