logo
vk odnoklassniki youtube instagram twitter facebook
booked.net
Обратиться в редакцию

Меня ты можешь не любить, но мой мундир ты уважать обязан


Значение этого выражения заключается в том, что вне зависимости от симпатий или антипатий к руководителю подчинённые должны относиться к нему уважительно. Какой он и какого бы ранга ни был, сотрудник обязан подчиняться ему априори потому, что он — начальник. И если не демонстрировать своё уважение, то знать основы субординации и служебной этики и выполнять их. Ведь у него больше полномочий, и ответственность на нём гораздо большая, чем на рядовом сотруднике. Он отвечает за результаты всего коллектива и за работников.

С чего начинается субординация? Как проявляется уважение? Как, в конце концов, подчинённому нужно обращаться к руководителю? А если подчинённый жена или муж, брат, кум, сват? Вот с формы обращения и начнём. Наверное, каждый может вспомнить парутройку случаев типа того, как тётушка в сельсовете обращается к секретарю: «Вань, напиши-ка ты мне справку». Присутствующий при этом председатель райисполкома тактично выпроваживает сельчанку с предложением зайти и обратиться так, как положено. Или, приехав в столицу, женщина спрашивает в приёмной у секретаря, можно ли зайти к Пете? Ничего, что Петя — ректор престижного вуза. Она же его двоюродная сестра…

Помню свои чувства, когда со студенческой скамьи пришла на работу в коллектив, где добрая половина сотрудников, это были люди пенсионного возраста. Было не совсем привычно и немного неловко, что коллеги с первого дня меня называли по имени-отчеству, а к руководителю организации относились почтительно, несмотря на то, что он был гораздо моложе их. Если же в их адрес звучало замечание, то оно воспринималось спокойно, а свою точку зрения стремились подать вежливо и тактично. Таковы были правила служебного этикета. И тогда, добрых три десятка лет тому назад, и сейчас далеко не все подчинённые именно так относятся к руководителю. Очень часто у подчинённых складывается мнение, что начальство к ним относится несправедливо, что оно некомпетентно в некоторых вопросах, принимает неверные решения. А если на какое-то время стать на его место? Ещё неизвестно, какого мнения будут о нас. Во все времена были и есть подчинённые, готовые терпеть любые придирки своего начальника из-за боязни потерять работу. Кто-то из представителей старшего поколения скажет, что в былые (советские) времена, когда существовали партком-местком отстоять свои права было легче. Но и подчинённые были по другому воспитаны.

Сегодня всё больше сотрудников амбициозных и честолюбивых, которые знают себе цену, по крайней мере, они так считают. По уровню интеллекта, образования или профессионального опыта они могут не только ничем не уступать шефу, но и быть на голову выше его по всем этим качествам. Их не пугают угрозы и претензии со стороны начальства. Считая себя высококвалифицированными специалистами, они уверены в своих силах и могут с лёгкостью «хлопнуть дверью» и уйти работать в другую организацию. Это, правда, больше касается больших городов, а из маленьких в таком случае, наверное, просто уезжают в большие…

Поэтому опытные руководители стараются придерживаться бесконфликтных методов управления, создавать атмосферу сотрудничества и доверия. И всё же я вернусь к заголовку статьи. Какой бы ни был руководитель (директор, начальник, шеф, босс — синонимов сегодня много, включая слово мененджер), работает старый римский принцип «что позволено Юпитеру, не позволено быку» (мне римское выражение нравится больше, чем наше «я начальник, ты — дурак»).

Шеф позволяет называть вас по имени и на «ты», а вы не можете ответить ему тем же, даже если он вам очень симпатичен. Даже если вы с ним друзья и в свободное от работы время играете в футбол, ходите в бассейн или рыбачите: на службе необходимо обращаться к нему так же, как и другие сотрудники. Конечно, стиль отношений устанавливает руководитель. Это зависит и от сферы деятельности, и от уровня руководителя, и от возраста подчинённых, и, наверное, от конкретной ситуации.

В некоторых коллективах довольствуются отчеством, где-то требуется имя и отчество. Но даже если у вас с ним не слишком официальные отношения и вам, например, разрешается обращаться на «ты» и по имени, надо всё равно помнить, что он ваш начальник, и не переступать границу. Вспомним о субординации. В переводе с латыни слово «субординация» означает подчинение. Первоначально это понятие подразумевало исключительное послушание воинов старшим по званию. Во времена, когда мужчины большую часть жизни проводили в военных баталиях, а сила считалась главным аргументом, был разработан своеобразный кодекс. Его суть сводилась к тому, что нижестоящий должен подчиняться вышестоящему только потому, что тот — вышестоящий. Этот закон не так уж сильно изменился за прошедшее время и действует в любом коллективе.

Затронем и ещё один нюанс этой темы. Как, уважая, не дойти до слепого чинопочитания? И как не превратить субординацию в местный авторитаризм? Может, всё же лучше соблюдать уважительность, тактичность, поддерживать дистанцию на рабочем месте. Кстати, неплохо быть уважительным по отношению не только к начальнику, но и к своим коллегам, ведь от психологического комфорта в общении зависят не только показатели, но и наше настроение и самочувствие.


alt alt alt
Фотогалерея

 











Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: