logo
vk odnoklassniki youtube instagram twitter facebook
booked.net
Обратиться в редакцию

Израиль Басов — непризнанный гений. Какому художнику установили мемориальную доску на День города


Мстиславщина — малая родина многих знаменитых и талантливых людей. В этом году исполняется 100 лет со дня рождения нашего земляка и одарённого художника Израиля Басова, которого называют вторым Марком Шагалом.

Израиль Матвеевич родился 7 октября 1918 года в городе Мстиславле. В 1944-1947 гг. он учился в Минском художественном училище у В. Цвирко, И. Ахремчика и Х. Лившица.

После окончания училища стал работать на Минском художественно-производственном комбинате Художественного фонда БССР. Работал в жанре городского и индустриального пейзажа. В это время он создал картины: «Ритм города» (к. 60-х гг.), «Город»(1969 г.), «Пейзаж с красной фигурой» (1968 г.), «Светлое утро» (1970 г.), «Троица» (1985 г.), «Бег» (1989-90 гг.) и др. Принимал участие в выставках с 1953 года. Спустя два года после его смерти в 1996 году открылась первая персональная выставка художника.

Сегодня его картины называют гениальными, а самого Израиля Басова — вторым Марком Шагалом.

Судьба и личность художника полна противоречий. Сам о себе он рассказывал: «Я родился в еврейской семье, а вообще-то я настоящий белорус. В жизни довольствовался малым, в живописи роскошествовал большие холсты, пуды краски, море музыки, сутками купался в этом, переплавляя краски и звуки в цвет». Тихий интроверт в быту, он был распахнут и откровенен в живописи: «Я много любовь писал. Считал любовь своей главной темой». Об этом говорят его картины «Портрет жены» (1968 г.), «Любовь» (1974 г.), «Поцелуй» (1982 г.) и др.
Художник боялся не успеть осуществить мечту — стать художником, что было предначертано судьбой.

«Любовь» (1974 г.).

Его отец славился в Мстиславле необычным вкусом и сказочным мастерством портного-художника, старший брат Вениамин — выпускник Витебского художественного техникума, а затем и Московского художественного института. Уже тогда он был известным художником книги в Беларуси. В последствии известный график и живописец работал в Москве.

В 70-е годы в жизни Израиля Басова произошли перемены: он лишается и без того скудного заработка в связи с реорганизацией Минского художественного комбината. Теперь он оказался абсолютно свободен, уединён и отдан творчеству. Все земные заботы ложатся на плечи его жены, покорной, трудолюбивой, бесконечно терпеливой Беллы.

«Портрет жены» (1968 г.)

В художественной жизни Минска 15 лет (с 1973 по 1988 гг.) Басов практически не существует, его не видят, забывают.

Похоже, одним из самых счастливых в его творческой жизни был 1993 год — год его 75-летия.

Его увидела Москва, его ждал Иерусалим, он был полон надежд, много работал. Можно было только поражаться тому, как молодела, очищалась, осветлялась палитра в его творчестве.

Пластичней и грациозней становился силуэт. Песня-крик превращалась в танец-улыбку.

Наступил 1994 год — последний в его жизни, а танец-улыбка остался в 1993 — последнем в его творчестве.

Если попытаться соотнести творчество Израиля Матвеевича с известными европейскими направлениями в живописи, то условно можно обозначить его как «кубический экспрессионизм»: геометрия форм, декоративность звучания цвета, силуэтность рисунка. Его живописное пространство легко распластывается на холсте, а объёмы, словно спрессованные, трансформируются в плоскости.

Мемориальная доска Израиля Басова открыта на фасаде здания Мстиславского районного историко-археологического музея. 

Лариса ВЛАСЕНКО, старший научный сотрудник Мстиславского районного историко-археологического музея.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


Вам может быть интересно
alt alt alt

 

 

 


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: