logo
vk odnoklassniki youtube instagram
booked.net
Обратиться в редакцию

Борьба с коррупцией — важнейшая задача государства и общества


Коррупционные правонарушения наносят колоссальный материальный ущерб современным государствам. Ежегодно в мире на взятки тратится 1 трлн долларов США. Эти данные приведены в прошлогоднем исследовании ООН, подготовленном к Международному дню борьбы с коррупцией (отмечается 9 декабря). В результате коррупции государства недополучают ежегодно 2,6 трлн долларов США — сумму, эквивалентную 5% мирового ВВП.

В Беларуси созданы и на практике реализованы механизмы государственной антикоррупционной политики, доказавшие свою эффективность.

Этот вопрос находится под постоянным личным контролем Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко. Взяточничество, хищения, теневая коммерция и прочие нарушения закона подобного рода по-прежнему представляют собой огромную опасность для нашей страны. 

Негативное влияние коррупции на социально-экономические процессы

Основные негативные экономические последствия от коррупции заключаются в следующем:

  • расширяется теневая экономика (а на её основе криминальный бизнес), что приводит к уменьшению налоговых поступлений и ослаблению бюджета;
  • нарушается конкурентное регулирование рынка, поскольку «конкурентоспособным» становится тот, кто получил преимущество незаконно;
  • неэффективно используются бюджетные средства при распределении государственных заказов и кредитов;
  • повышаются себестоимость производства продукции и товаров, отпускные (розничные) цены за счёт коррупционных «накладных расходов», растёт инфляция;
  • ухудшается инвестиционный климат. У агентов рынка появляется неверие в способность властей устанавливать, контролировать и соблюдать честные правила рыночных отношений.

Отвлекаемые от целей общественного развития «коррупционные средства» снижают способность государства решать актуальные социальные проблемы населения.

Законодательство Республики Беларусь о борьбе с коррупцией 

В Беларуси создана эффективная законодательная база по борьбе с коррупцией во всех сферах жизнедеятельности общества.

Пнтикоррупционная нормативная база в последние годы подверглась серьёзной доработке.

Законом введён запрет на трудоустройство в качестве государственных служащих работников, ранее совершивших тяжкое или особо тяжкое преступление против интересов службы либо сопряжённое с использованием должностным лицом своих служебных полномочий.

Ограничены приём лиц, уволенных по дискредитирующим обстоятельствам, на должности из кадровогореестра Президента, Совета Министров, областных и районных исполкомов, а также право лиц, совершивших коррупционные преступления, на пенсионное обеспечение, предусмотренное законодательством о государственной и военной службе.

Для предупреждения скрытого подкупа высокопоставленных должностных лиц расширен перечень сведений о доходах и имуществе, подлежащих декларированию. Предусмотрена обязанность государственных должностных лиц давать пояснения об источниках доходов в случае их внезапного увеличения.

В Беларуси продолжается совершенствование актов законодательства, которые регулируют общественные отношения, наиболее подверженные коррупции.

Для практической реализации Декрета №7 предстоит большая работа — необходимо внести изменения в более чем 6 кодексов, 21 закон, 13 указов, отраслевые и локальные документы.

Субъекты противодействия коррупции

Борьбу с коррупцией осуществляют органы прокуратуры, внутренних дел и государственной безопасности.

Государственным органом, ответственным за организацию борьбы с коррупцией, является Генеральная прокуратура Республики Беларусь.

В настоящее время реализуется очередная программа по борьбе с преступностью и коррупцией на 2017-2019 годы.

Сила общественности (граждан и общественных объединений) заключается в привлечении внимания к тем или иным проблемам, решаемым в дальнейшем государственными органами.

Через специальную форму, предусмотренную на сайтах государственных органов, осуществляющих борьбу с коррупцией, граждане имеют возможность сообщить об известных им фактах коррупции (в том числе анонимно), а также обратиться за разъяснением интересующего вопроса, подать заявление, предложение, жалобу.

Ответственность за совершение коррупционных деяний

В зависимости от последствий коррупционных правонарушений в Республике Беларусь установлена уголовная, административная, дисциплинарная и гражданско-правовая ответственность.

Утверждён действующий перечень коррупционных преступлений:

  • хищение путём злоупотребления служебными полномочиями (статья 210 УК);
  • легализация («отмывание») материальных ценностей, приобретённых преступным путём, совершённая должностным лицом с использованием своих служебных полномочий (части 2 и 3 статьи 235 УК);
  • злоупотребление властью или служебными полномочиями из корыстной или иной личной заинтересованности (части 2 и 3 статьи 424 УК);
    бездействие должностного лица из корыстной или иной личной заинтересованности (части 2 и 3 статьи 425 УК);
  • превышение власти или служебных полномочий, совершённое из корыстной или иной личной заинтересованности (части 2 и 3 статьи 426 УК);
  • незаконное участие в предпринимательской деятельности (статья 429 УК);
  • получение взятки (статья 430 УК);
  • дача взятки (статья 431 УК);
  • посредничество во взяточничестве (статья 432 УК);
  • злоупотребление властью, превышение власти либо бездействие власти, совершённые из корыстной или иной личной заинтересованности (часть 1 статьи 455 УК).

УК устанавливает весьма суровые санкции за совершение коррупционных преступлений, которые достигают 15 лет лишения свободы с конфискацией имущества и с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью.

Текущее состояние коррупционной преступности в Могилёвской области

На территории Могилёвской области в 2017 году 124 лица привлечено к уголовной ответственности, 60 должностных лиц осуждено к реальному лишению свободы.

Наибольшее количество лиц, совершивших преступления, выявлено в сферах сельского хозяйства — 32, промышленности — 25, государственном управлении — 22, ЖКХ — 14, строительстве — 13, торговле — 12.

В отдельных случаях коррупционная составляющая фактически напрямую перекладывается на граждан, часть из которых этого даже не подозревает.

В сфере сельского хозяйства получили распространение факты хищения путём злоупотребления своими служебными полномочиями, а также искажения реальных показателей о производственной деятельности сельхозорганизаций с целью демонстрации положительных результатов.

Выявлялись факты нарушения государственными должностными лицами ограничений, установленных для них законодательством о борьбе с коррупцией.

В прошедшем году выявлены грубые нарушения законодательства при реализации государственных программ, факты неэффективного использования выделенных бюджетных средств, что создаёт коррупционные риски. 

Прокуратура Могилёвской области.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


Вам может быть интересно
alt alt alt
Фотогалерея

 

 


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: